Собрали:

2019 год: 2 917 457 грн
За 8 лет: 34 601 813 грн

А Вы застрахованы?


Как известно, с 1 января 2018-го года в Украине стартовала Медицинская реформа. И с тех пор, наверное, только ленивый не обсуждал эту тему. Но обсуждать – это дело нехитрое, а для того, чтобы детально разобраться…

Вот здесь то и возникают трудности: во-первых, чтоб докопаться до сути, нужно владеть хорошим объёмом качественной информации, а с и.о. Министра здравоохранения Супрун сделать это сложно (если и вовсе нереально: аудиенции с ней не добиться, на рабочем месте не застать, а с постов в социальной сети можно проверить лишь своё чувство юмора); во-вторых, наш ментальный характер всё ещё диктует, что всего нового стоит бояться, относиться к нему настороженно, со скептичностью и максимальным недоверием (для многих из нас слово «реформа» – уже выход из собственной зоны комфорта). Как бы там ни было, для людей, которые имеют непосредственное отношение к медицине – врачей – ещё задолго до 2018 стало очевидным, что медицинская система Семашко нуждается в обязательном изменении и усовершенствовании. Этот тезис красной нитью проходит и в реформе Супрун, где есть очень правильные и нужные идеи, но нет адекватного механизма их осуществления.

Одной из таких идей есть внедрение страховой медицины в Украине. Многие из нас сейчас начнут с недовольством восклицать: «Зачем мне страховая медицина, если в Статье 49 Конституции Украины сказано, что каждый гражданин имеет право на бесплатную медицину?!» Тогда для «таких», встречный вопрос: «А в Украине есть бесплатная медицина?» Да и, собственно, почему она должна таковой быть? Или кто-то из нас ходит на работу просто для того, чтобы услышать «спасибо» от директора?
Вообще, стоит начать с того, что для многих украинцев само по себе словосочетание «страховая медицина» уже является чем-то пугающим, тем, где его снова могут обдурить и выставить безжалостный счёт. Но в этом, скорее, виноват аппарат власти, который не может (не хочет?) впустить в Украину иностранные проверенные страховые компании, а не страховая система в целом, как такая.

Безусловно, нельзя утверждать, что украинцам вовсе незнакома страховая система: страховая практика своей недвижимости и прочего имущества у нас, конечно же, существует. Основная проблема кроется в том, что уровень доверия населения к страховщикам очень маленький, практически минимальный. Но и психологический момент тоже не стоит нивелировать – мы, как те гоголевские Плюшкины и Коробочки, больше печёмся и переживаем за материальные предметы, нежели за самих себя, и в случае выбора, когда нужно застраховать своё здоровье или свой автомобиль, выберем второе. И здесь уже трудно однозначно определить причину этого среди генетической народной памяти, исторических обстоятельств или экономического положения страны.
По сути, страховая медицина – это жизненно необходимая подушка безопасности, которая спасает в непредвиденных случаях, без очередей, в любое время.

Надеюсь, что именно такой формулировкой руководствовались члены рабочих групп комитетов Верховной Рады Украины, работая над тематическими законами (было 10, на данный момент зарегистрировано 4). В одном из четырёх таких законопроектов, а именно в №9163 идёт речь о том, что оплачивать общеобязательную государственную социальную медицинскую страховку будут работодатели (до 400 грн. на каждого сотрудника ежемесячно), а безработным – местные органы власти. И последние, вероятнее всего, смогут это делать на собственное усмотрение или не делать вообще (вспомним старт отопительного сезона). Да и о студентах и пенсионерах не сказано ни слова…

Вот как объясняет тему вариантов оплаты медицинского страхования заведующий отделением эндоскопической и краниофициальной нейрохирургии с группой адъювантных методов лечения Института нейрохирургии имени академика А. П. Ромоданова НАМН Украины и глава совета Медицинской службы штаба национального сопротивления, Андрей Гук:

«Будет ли это государственный Фонд страхования, или будут частные страховые компании? Необходимо найти компромисс для того, чтобы была ясна ситуация с оплатой. Например, условно говоря, пациент доплачивает в месяц 300-500 грн. со своих доходов и это даёт возможность соответственного покрытия. Естественно, это не может быть безгранично. В случае, когда человек хочет безграничную (полную, абсолютную страховку, которая покрывает все известные страховые случаи – авт.) страховку, должна быть другая программа. Но это уже не обязательное, а добровольное медицинское страхование. В этом случае стоит снизить налоговое давление».
Наблюдая за риторикой замминистра здравоохранения Павла Ковтонюка, вероятнее всего, государство подпишет контракты со страховыми компаниями:

«На сегодняшний день в Украине работает достаточное количество частных страховых компаний. Естественно, мы будем страховиков проверять, чтобы не было ситуаций, в которых они исчезнут с деньгами, и пострадают люди». Но вот, как и кто будет проверять эти самые страховые компании неизвестно…

К слову, стоит сказать, что в Европе опыт внедрения обязательной страховой медицины прошёл давно и успешно. В авангарде всех стран, конечно, находится Германия. Там медицинское страхование существует с XIX века. Правительство содействует созданию страховых фондов и осуществляет общий контроль над ними, также определяет базовую ставку страхового взноса, схему организации медпомощи и её оплату. А страховые фонды, в свою очередь, разделяют с органами управления здравоохранения всю ответственность за качество медицинских услуг.
Франция, к примеру, ввела медицинское страхование в 1910 году. Сначала это были фонды взаимопомощи, которые в дальнейшем переросли в полноценные страховые компании, а сейчас – это Национальная страховая организация (подчиняется Министерству социального обеспечения и труда и имеет множество региональных отделений), услугами которой пользуются 78% населения страны. Остальной процент населения застрахован либо в профессиональных страховых компаниях (фермерских, например), либо же в частных страховых организациях.
Швеция ввела обязательное медицинское страхование в 1955 году. На сегодняшний день система финансирования выглядит так: 48% оплачивают работодатели, 26% – муниципальные и окружные советы, 25% даёт правительство.
Что касается Польши, то там существует Национальный фонд здравоохранения. Пополняет этот фонд закреплённая 9%-ая ставка отчислений от заработной платы. Те, кто находится на фриланс-работе, должны самостоятельно платить взносы в Национальный фонд здравоохранения.
Возвращаясь к украинской системе страхования, на сегодняшний день самым популярным видом страхования является корпоративное – страховку оплачивает работодатель. И важно, что законопроект №9163 это учитывает, но ещё важнее закрепить в законе право за каждым украинцем самостоятельно выбирать вид медицинского страхования, когда можно отказаться от корпоративного и перейти на личное страхование, и наоборот.

Несомненно, медицинское страхование – очень важный аспект системы здравоохранения, это то, что учит любить себя и уважительно относиться к своему здоровью. А здоровый человек – это счастливый человек, который может осчастливить других!

Будьте здоровы!

Автор Екатерина Стебельская