Собрали:

2019 год: 5 256 913 грн
За 8 лет: 36 941 269 грн

Детство на больничной кровати 



Что нужно делать, чтобы ребенок чувствовал себя ребенком даже на больничной кровати?
Девочка играет на барабане в медицинском центре Университета Миссури. Фото: University of Missouri Health Care

Уфонд часто помогает детям, которые вынуждены долгие недели и месяцы проводить в больницах. Все это время ребенка окружают врачи, медсестры и родители, но никто не думает о том, как сделать, чтобы ребенок чувствовал себя не только пациентом. Как сделать так, чтобы у него и в больничной палате было детство. На Западе есть программы «детской жизни» (child life) по поддержке детей в клиниках, в Украине это направление, к сожалению, очень редкое явление, но некоторые благотворительные организации начинают его развивать. Но, не нужно забывать, что на первом месте, когда ребенок оказался на больничной койке, это прежде всего отношение и восприятие родителей.

История вопроса

Первые подобные программы появились в Соединенных Штатах еще в 1920-х годах: например, в детской больнице C.S. Mott Мичиганского университета. А отделение «детской жизни» появилось в городской больнице Кливленда в 1955 году по инициативе профессора Эммы Планк, которая считается основателем этой области медицины. Сейчас в Северной Америке более 400 программ «детской жизни». Такой же подход применяется в Европе, Японии, Южной Африке, Новой Зеландии, Австралии, странах арабского мира (например, в Кувейте).

Психика ребенка пластична, и это абсолютная правда. Именно поэтому она довольно быстро приспосабливается к изменяющимся внешним обстоятельствам. Больничные будни здесь, к сожалению (а может, и к счастью), не исключение.

Как правило, ребенок оказывается на больничной койке в довольно тяжелом состоянии, когда его психологическое сопротивление лечению (белым халатам, инъекциям, обследованиям, болезненным процедурам и т.д.) существенно снижено общим нарушениям физического состояния. И к тому моменту, когда лечение начинает действовать, и состояние стабилизируется, ребенок успевает морально приспособиться ко всем тем неприятностям, которые происходят вокруг него.

И действительно, чем меньше он по возрасту, тем быстрее происходит этот процесс. Однако когда лечение длительное, ограниченность в пространстве и действиях в тот момент, когда самочувствие становится лучше, особенно у подвижных и игривых детей, могут вызвать дополнительное нервное напряжение. Что же следует делать родителям, чьи дети оказались «за решеткой» лечебных учреждений?

Прежде всего, взять в руки самих себя и настроиться на успех и положительный результат. Мой полуторагодовалый сын провел в больнице девять месяцев, и в самые страшные моменты только смотрел мне в глаза - если мама улыбается, то стоит немного потерпеть, все будет хорошо. Убеждена, что это и является самым сложным для родителей - не быть уверенными самим, но заряжать уверенностью своего ребенка. В клинике, где мы находились тогда, в родительской среде было одно непоколебимое правило - не плакать при детях. А ситуаций, в которых нельзя было удержать слез, - множество. И ни один из тяжелобольных детей не видел красных глаз своих мам. Каждый ребенок был уверен в том, что его вылечат, он поедет домой и все наладится. И это во многом давало им силы лечиться и жить дальше, вопреки прогнозам врачей.

Когда проходит первый шок от установленного диагноза и начинается длительное лечение, родители пытаются жить будущим, тем, которое начнется за стенами больницы. И если речь идет о неделях или месяц, может, это и неплохо. Однако если речь идет о месяцах, год, два ... Стоит настроить себя на то, что больница отныне - ваш дом, где вам с ребенком придется строить совсем новую жизнь.

Самая первая задача - сделать её приемлемой для ребенка. Здесь должно быть время для книг, игрушек и общения, планшетов, телефонов и гаджетов. Нужен распорядок дня и дисциплина. Занятия, обучение и отдых. Прогулки, если это не запрещено врачами, друзья и близкие. Все то же, чтобы вы делали и дома, в соответствии с возрастом вашего ребенка.
Игра с ребенком на айпаде во время обследования – это отвлекает внимание и снижает стресс. Фото: umich.edu

Больница - это огромные ограничения для подвижного мозга малыша, но даже в тех условиях можно найти огромные возможности. Отделение, в котором находился мой ребенок, было закрытым - там не разрешались посещения, во двор за девять месяцев мы выходили раз пять и при этом был строгий запрет на общение с посторонними людьми. Однако иногда можно было играть с другими маленькими пациентами. И в отделении кипела жизнь: дети обменивались игрушками, по-взрослому обсуждали лечения, поддерживали тех, кто устал, боялся или плакал. Они придумывали игры на всех - и маленьким, и почти взрослым, и тем, кто был прикован к капельнице и кровати. Они учились там состраданию, взаимопомощи и силе. Не держите детей на кровати, если этого не требует врачебные предписания - дайте им возможность общения даже в таких экстремальных условиях. Тем более, что современные технические средства позволяют общаться, даже не вставая с кровати.

Договоритесь с родственниками, учителями, одноклассниками, чтобы они звонили и писали. Особенно важно это тогда, когда первый шок от диагноза проходит и большинство из тех, кто поддерживал и сочувствовал, устают, забывают, откладывают, потому что имеют множество собственных дел. Звоните и напоминайте сами, просите и договаривайтесь. Общение лечит ваших детей.
Мы с сыном много читали, рассматривали картинки. Палата была завалена игрушками, конструкторами, пазлами. Окрашенные в депрессивные цвета стены завешены плакатами и картами, по которым мы осуществляли невероятные кругосветные путешествия. Он смеялся и радовался жизни. У нас была и жесткая дисциплина. Нельзя было говорить «я не хочу, не буду», когда надо было принимать лекарства или набирать кровь на анализ. Надо было есть то, что позволяли, а не то, что хотелось. Своевременно выполнять все предписания, даже если это было не комфортно, а порой даже и больно. Но мы оба понимали (я не уставала объяснять), от этого зависит полноценность его будущей жизни. И он в свои полтора года прекрасно это понимал.
Игра в хоккей в холле больницы. Фото: umich.edu

Старшие дети умудрялись делать уроки, потому что не хотели отставать от своих одноклассников. А те, по просьбе родителей и учителей, слали эсэмэски и письма, рисунки и небольшие подарки - любой знак внимания, может оказаться той вехой, от которой начнется выздоровление. Одному десятилетнем парню, пообещали подарить желанную машину на радиоуправлении, на выписку из больницы. И он выписался здоровым, хотя на последнем этапе у врачей опускались руки и прогнозы были совсем неутешительными. Другой, еще до выписки сделал какое-то (не буду придумывать, потому что в этом не разбираюсь) небольшое, но интересное техническое открытие, когда отец подарил ему электроконструктор.

Говорите с детьми. Даже с самыми маленькими. Больные дети очень быстро взрослеют. Они видят и понимают, что происходит что-то неправильное в их жизни. Надо быть с ними честными. Это неправильно и несправедливо, что ты заболел, но такова жизнь. Мы любим тебя и будем делать все, чтобы ты выздоровел. Помоги нам. От тебя здесь зависит больше, чем от нас. Мы понимаем, что тебе больно и страшно, нам тоже страшно, но мы готовы пройти все вместе с тобой. Ты сильный, мы учимся этой силе у тебя. И мы победим, потому что мы вместе.

Дети остаются детьми и в больничной палате. Про их детские потребности, стремления и желания можно говорить так же долго, как и про здоровых детей. Они не другие, они такие же, только их жизнь немного сложнее и менее комфортная. И так же, во многом от отношения взрослых зависит их полноценное будущее и душевный покой.

Автор Анна Степанова (Stream Content Agency)

Помочь подопечным фонда