Собрали:

2021 год: 965 219 грн
За 10 лет: 44 314 231 грн

Инклюзия и конфликты в школе: что делать родителям





Конфликты, недопонимание, буллинг — к сожалению, с этим сталкиваются практически все дети в повседневной жизни. Так, согласно данным отчета фонда ЮНИСЕФ в 2017 году в Украине 24% детей стали жертвами травли в школах. Причем 40% пострадавших никому об этом не рассказывали. Всего в мире подвергается травле около 150 млн. детей – каждый второй ученик в возрасте от 13 до 15 лет.
Часто травле подвергаются и дети с особенностями развития. Например, детям с гиперреактивностью, дефицитом внимания, аутизмом и другими проблемами может быть сложно наладить отношения со сверстниками. Рассказываем, что же делать родителям, если у детей с особенностями развития начинаются проблемы в школе.

За интеграцию ребенка в общество отвечают взрослые

Говорят, что психологи называют детей, которые не укладываются в идеальный портрет психического и физического развития «Дети с особенностями развития». Это могут быть излишне агрессивные дети, гиперактивные, тревожные и т.д. Все это может проявляться как в легких формах, так и в более серьезных. Таких детей, на самом деле, очень много, но ничего страшного в этом нет. Они сталкиваются точно с такими же проблемами, как и все остальные, только вот могут их воспринимать гораздо более болезненно.

Психолог и психотерапевт Ольга Степашко поясняет нам в комментарии, что у не нейротипичного ребенка (то есть с особенностями) есть и его характер, и его воспитание. Поэтому, наставникам нужно понимать, что проблемы общения с другими детьми в конкретном случае могут быть связаны с особенностями физиологическими. Например, ребенок с РАС (расстройство аутистического спектра) не понял, что произошло, задел кого-то или проигнорировал что-то.

«Тогда нужно на понятном детям языке пояснить, что так бывает и к этому следует приспосабливаться, искать варианты общения в таких условиях. Или ребенок с особенностями проявил свой характер (а у всех нас бывает характер не очень если мы устали, раздражены и т.д.) и тогда он должен услышать в свой адрес, что такое поведение не подходит для общения и ему следует вести себя иначе. То есть, личностные проблемы (особенности характера) следует отличать от физиологических особенностей и корректировать. Для этого инклюзия и создана. Социум корректирует поведение, делает нас более покладистыми и более воспитанными. За это отвечают взрослые», — поясняет Степашко.
Действительно, в ситуации, когда в школе между детьми возникает конфликт, основная ответственность лежит на учителях и родителях, тем более, если речь идет о детях с особенностями развития.
Очень важно, чтобы руководство школы, учителя, родители и другие родственники доносили до своих детей принципы толерантности, объясняли, как себя вести в тех или иных ситуациях, и, главное — не закрывали глаза на проблемы.

«Если в школе регулярно проводятся уроки толерантности, детям объясняются нормы поведения в учреждении и отношение к окружающим, то сверстники при малейшей травле друзей/одноклассников — это прекратят», — рассказывает нам Алина Мельник, научный сотрудник Лаборатории психологии общения Института социальной и политической психологии.

Мельник говорит, что, если конфликты все же не прекращаются, в первую очередь, классный руководитель должен урегулировать ситуацию. Разобраться, в чем именно были недоразумения, побеседовать с детьми, с родителями, заручиться их поддержкой в ​​проведении дополнительных бесед дома.

«Чтобы помочь ребенку интегрироваться в общество — нужно с детства этим заниматься. Кроме работы над личностью ребенка, обучению уверенности в себе и умению коммуницировать, успешный результат во многом зависит от взрослых. Если они готовы эту задачу решать, то она будет решена успешно. Если педагоги и родители не знают, как помочь, то согласно действующему законодательству они могут получить помощь у специалиста ближайшего инклюзивного ресурсного центра», — отметила Алина Мельник.

Что делать, если у ребенка конфликты в школе

Чтобы помочь ребенку разобраться с проблемами, в первую очередь следует все детально выяснить и не делать поспешных выводов. Инна Сергиенко, консул ассоциации Аутизм Европа и основатель МОО «Фонд помощи детям с синдромом аутизма «Ребенок с будущим» рассказывает нам, что ее ребенку уже 13 лет и у него аутизм.

«В свое время мой ребенок пережил и буллинг и имел проблемы в установлении отношений с одноклассниками», — говорит Сергиенко.

Она добавляет, что нужно определить причину буллинга, например, возможно:
1. ребенок с ООП (особыми образовательными потребностями) поступает неправильно;
2. учитель поступает неправильно;
3. родители одноклассников поступают неправильно;
4. одноклассники поступают неправильно;
5. родители ребенка с ООП поступают неправильно.

«Чаще всего ответов несколько, поэтому в зависимости от этого работу нужно проводить по критическим направлениям, для этого родители ребенка с ООП должны общаться со всеми участниками образовательного процесса и прежде всего со своим ребенком, объясняя ему где и как он поступил неправильно (если имеется такой факт). Можно прийти самому на родительское собрание и рассказать о своем ребенке, о его проблемах и попросить других родителей помочь. Можно пригласить специалистов из местной организации, занимающейся подобными проблемами (такой как наша). Как правило такие организации читают лекции для учителей, родителей и даже проводят тренинги для учеников», — поясняет Инна Сергиенко.

Эксперт добавляет, что такого ребенка нужно заранее готовить к школе, организовать ему необходимый уровень поддержки и т.д.

Вероника Чекалюк, имиджмейкер-психолог отметила, что родители должны быть дипломатами и мыслить трезво.

«Не нужно сразу принимать какую-то одну сторону, например, только сторону своего ребенка или же сторону школы. Это зависит от восприятия родителей: одни считают, что всегда виноват их ребенок, а другие полностью становятся на защиту своего ребенка и тем самым разрешают ему делать все, что ему захочется», — поясняет Чекалюк.
Психолог добавляет, что родителям нужно набраться мужества и терпения, и разобраться в ситуации. К тому же, важно, чтобы родители не игнорировали школу, как институцию, а принимали активное участие, демонстрируя ребенку, что им не все равно.

«Решения нужно найти совместно с руководством школы. То есть, здесь нужно работать слажено: родители, школьные психологи, классные руководители, родительский комитет и т.д. Для ребенка очень важно чувствовать, что он желанный в школе и дома. В таком пространстве ребенок может полноценно развиваться», — говорит Чекалюк.

Буллинг и как с ним бороться

Бывают случаи, когда конфликты перерастают в более серьезную проблему – буллинг, о котором мы уже немножко говорили выше. Часто, дети, которые подвергаются травле в школе даже не говорят об этом своим родителям. Но полностью скрыть это невозможно, поэтому, если родители будут внимательными и заметят перемены в настроении, характере их ребенка, следует разобраться, не стал ли он жертвой буллинга.

Правда, в этой ситуации помощь нужна не только ребенку-жертве, но и ребенку-агрессору. Очень часто буллеры просто не знают, как вести себя иначе. Иногда дети-агрессоры и сами подвержены насилию в семье. Их могут бить дома, из-за чего они просто идут на улицу, в школу и вымещают злость на тех, кто слабее.

«Если травля инициируется одним из одноклассников, то чаще всего у него больше проблем психологических. Следует обратить внимание на обстановку у него дома. Возможно именно он нуждается в помощи и даже больше, чем ребенок с ООП», — говорит Инна Сергиенко.

В ОО «Девелопмент Фаундейшн» рассказывают, что буллерами также становятся дети, у которых в семье очень строгие правила по соответствию стандартам. Часто, это очень социальные дети у которых много друзей, а малейшее отличие в других они на подсознательном уровне воспринимают как нечто заразное.

«Один из участников процесса буллинга — это учитель класса, который не замечает начала буллинга. Его ответственность — это заметить и не делать вид, что это вопрос детей и выживет сильнейший», — отмечают в организации.

Также эксперты добавляют, что важную роль в прекращении буллинга играют и другие одноклассники. Если они станут на сторону того ребенка, который подвергается нападкам, а сам буллер останется в одиночестве — буллинг прекратится.

Последствия буллинга могут быть очень серьезными. Поэтому родителям и учителям ни в коем случае нельзя закрывать глаза на эту проблему. Так или иначе, родителям стоит уделять куда больше внимания своим детям, не отталкивать их и не срывать на них злость. Любые конфликты можно разрешить, главное, вовремя их заметить и приложить для этого максимум усилий.

Автор Анастасия Ищенко

Читайте также: Медуслуги в Украине: какие станут бесплатными, а за что придется заплатить