Собрали:

2021 год: 965 219 грн
За 10 лет: 44 314 231 грн

Инклюзия – 2020





26 февраля 2020 года, во время заседания Кабмина в Киеве, было принято Постановление, которое определяет, сколько средств получит каждая область на инклюзивную сферу и на что именно их потратит, то есть местные органы самоуправления будут иметь больше полномочий для перераспределения субвенции. Так в 2020 году правительство направило около 504 млн. грн. на развитие инклюзивного образования в учреждениях профобразования, школах и детских садах.

«Качественное образование должно быть доступным для каждого ученика, независимо от национальности, места рождения или особенностей образовательных потребностей ребёнка. Это наше глубокое убеждение, и поэтому мы продолжаем последовательное развитие инклюзивного образования в Украине. Если на начало 2019 года у нас было чуть больше 12 тыс. детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах, то к началу 2020 эта цифра составила 19 345 учеников. Фактически мы видим рост на 61,2% в течение всего 2019 года. Для нас это очень мощный и важный показатель», - отметила на брифинге теперь уже экс-министр образования и науки Анна Новосад.

По сообщению МОН местные власти смогут потратить предоставленную субвенцию на: во-первых, оплату коррекционно-развивающих занятий и приобретение специальных средств коррекции (для учащихся инклюзивных классов школ – 410,1 млн. грн., воспитанников инклюзивных групп детсадов – 87,5 млн. грн., слушателей инклюзивных групп учреждений профобразования, которые наряду с профессией получают полное среднее образование – 4,9 млн. грн.); во-вторых, приобретение специальных средств коррекции для слушателей инклюзивных групп учреждений профобразования – 1,8 млн. грн.

При этом местные власти имеют полномочия для перераспределения субвенции, в зависимости от ситуации, сложившейся в регионе.

Также Министерство образования и науки Украины совместно с Министерством социальной политики Украины проведут апробацию проекта Государственного стандарта сопровождения во время инклюзивного обучения в период с 17 февраля до 17 июня 2020 года.
К апробации социальной услуги будут привлечены 19 заведений, учреждений и организаций, в том числе учреждений социальной защиты населения, образования, общественных организаций Винницкой, Днепропетровской, Харьковской областей. Услуга по предоставлению ассистента ребёнку с инвалидностью на период обучения базируется на принципах адресности и индивидуального подхода. По информации Минсоцполитики процедура получения услуги достаточно проста. Основанием для получения социальной услуги сопровождения при инклюзивном обучении за счёт бюджетных средств является решение структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения. Родителям или законным представителям ребёнка надо получить заключение инклюзивного ресурсного центра и написать заявление на руководителя выбранного заведения образования, что самостоятельно обращается с ходатайством в местный орган власти.

Социальная услуга сопровождения во время инклюзивного обучения предоставляется ассистентом ребёнка после оценки его индивидуальных потребностей, составление индивидуального плана и заключение договора между руководителем поставщика услуг и одним из родителей ребёнка.
Сам ассистент помогает ребёнку в самообслуживании, поддерживает в общении и коммуникациях (в т. ч. при помощи языка жестов), организовывает питание, передвижение, обеспечивает безопасность и наблюдение за состоянием здоровья (в т. ч. приём лекарств), способствует проведению досуга и организовывает дневной отдых. Также он должен действовать с уважением к достоинству ребёнка, обеспечивать недопущение дискриминационных и негуманных действий во время инклюзивного обучения.
Областные центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи должны провести в свою очередь подготовку ассистентов ребёнка сроком в 60 академических часов. После апробации проект Государственного стандарта сопровождения во время инклюзивного обучения будет доработан с учётом реальной практики для внедрения его по всей территории Украины.

К примеру, в Германии подобная практика действует уже давно. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается педагогическими центрами, которые функционируют в каждом регионе, хотя формы организации работы могут быть разными. Такие центры предоставляют разноплановую помощь школьникам с особыми образовательными потребностями, проводят с ними профориентационную работу, координируют деятельность разнопрофильных специалистов, консультируют родителей и учителей. Кроме центров поддержку ученикам с особыми потребностями предоставляют службы, функционирующие за пределами школ и финансирующиеся органами местного самоуправления. Это медико-социальные службы, ресурсные центры, реабилитационные учреждения.

Такое развитие социальных услуг в общинах, в частности для детей с инвалидностью, при должном финансовом сопровождении от государства будет способствовать обеспечению наилучших интересов ребёнка, его социализации в обществе, предупреждению институционализации детей с особыми потребностями.

Автор Екатерина Стебельская

Читайте также: Инклюзия и конфликты в школе: что делать родителям