Собрали:

2021 год: 3 783 854 грн
За 10 лет: 47 132 866 грн

Интернат с душой: воспоминания, откровения и вдохновения директора





Есть люди, которым якобы суждено выбрать ту или иную профессию. Встречаешь такого человека и понимаешь – он на своем месте. Именно такую "ауру" имеет героиня нашего сегодняшнего интервью – Лагошна Елена Олеговна, которая уже 16 лет занимает должность директора Черешенского лицея-интерната, и каждый день облегчает сложные, а иногда и даже трагические будни своих подопечных. О трудностях своей профессии, болезненные истории и невероятные школьные традиции, Елена Олеговна, иногда, рассказывала со слезами на глазах.

Елена Олеговна, расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш путь в качестве педагога и помните ли Вы свои первые рабочие дни в Черешенском лицее? Ваши впечатления, эмоциональное состояние?


Этим вопросом Вы возвращаете меня в те времена, когда я решила выбрать профессию учителя. Я сама - ученица Черешенской школы-интерната, но выросла в прекрасной семье: мама - учительница, отец - столяр. И из-за того, что рядом не было средней школы, 10-11 классы я закончила в школе-интернате. Дальше – годы учебы в Черниговском педуниверситете. С 3-го курса я перешла на заочное отделение университета и начала работать педагогом-организатором в родной школе. Поэтому, именно в стенах Черешенской общеобразовательной школы-интерната и началась моя педагогическая деятельность. Впоследствии я стала воспитателем, заместителем директора по воспитательной работе, а в ноябре 2004 года меня, 28-летнюю девушку, в связи с переводом предыдущего директора заведения на другое место работы, назначили директором школы-интерната. В день назначения, когда поехали из школы представители ОБЛУОН, я просто ушла домой, потому что... мне было страшно.

Я стояла во главе коллектива моих бывших учителей. И поскольку я сама была выпускницей этого заведения, от этого захватывало дыхание. Поэтому, я собрала коллектив в старом клубе и эмоционально рассказывала, какими мы должны быть дружественными и как прекрасно мы будем жить дальше (этот доклад бывшей девочки-директора, записанный каллиграфическим почерком в тетради в клеточку, я храню и по сей день). Всё ли удалось с того доклада с "тетради"? Конечно, не все... Но то эмоциональное состояние, когда я говорила своим учителям, как нужно и как мы будем работать – не смогу описать. То состояние души я четко помню, хотя и было это 16 лет назад.

Еще помню такой случай: пришел дедушка к своей внучки, нашей воспитанницы, а я как раз бегу по коридору, волосы собраны «в хвостик». А он меня спрашивает: «Девушка, как пройти к директору?». После этого случая я старалась быть строгой и серьезной (хотя сейчас, я понимаю, как это неправильно!).

А какой Черешенский лицей сейчас: инфраструктура, ученики, педколлектив?

За эти годы, начиная отсчет со времен средней школы-интерната и до сих пор, название нашего заведения неоднократно менялось. Были мы специализированной школой-интернатом с углубленным изучением отдельных предметов и курсов. Наши ученики углубленно изучали украинский язык, историю и физическую культуру. Но времена изменились, требования к таким заведениям стали другими, и сегодня мы – лицей.
Учеников из 250 стало 127. Мои учителя пошли на заслуженный отдых, а учительницы с «хвостиками» и учителя с «непослушными чубами» стали уважаемыми педагогами, имеют высшую категорию и звание учителя-методиста. Сегодня педколлектив насчитывает 32 учителя и воспитателя, наш средний возраст - 43 года.
Расскажите о Ваших традиции? Как Вы организуете досуг и праздники для детей?

Дети – это те, для кого мы работаем. Именно ради них мы хотим сделать наше заведение по возможности лучшим, а условия проживания - приближенными к домашним. Но живем мы не одним обучением!

Поэтому, как и у детей, живущих дома, у наших воспитанников обязательно есть праздники. Это и день Св. Николая, когда под подушку обязательно кладем маленький подарок, а кому-то, может, и ризочку. Это и Новый год со сказочной иллюминацией на улице, раскрашенными окнами коридоров школы и спальных комнат. Пасха! Мы обязательно приглашаем батюшку, и он освящает раскрашенные яйца и куличи, которые накануне выпекают дети со своими наставниками. А потом всей семьей мы идем к праздничному столу.

Но однажды, дети спросили: «А что такое шашлык?». Мне стало очень стыдно. Получается, что элементарные вещи для наших детей неизвестные. Поэтому, дождавшись мая, надев кепки и шорты, направились к Десне (благо, что она рядом). И с тех пор, каждый год дети готовят костер, нанизывают подготовленное в столовой мясо и жарят шашлык.
В этот момент, не только дыхание забивает от благовоний, наполняющие воздух, но и от детских глаз – там много чего: восхищение, удивление и... детство – такое, как у всех. А еще на импровизированных скатертях много разных вкусностей: и непозволительная кока-кола, и заморские фрукты, мороженое и много чего еще. А главное – рядом друзья, одноклассники, и ты – обычный мальчик или девочка.

Детство... С нетерпением ждешь дня рождения, когда мама поцелует, поздравит. У наших детей, к сожалению, этого нет. Поэтому, каждый год, традиционно, мы накрываем праздничные столы для всей школы. Приветствия, игры, конкурсы...

У Вас есть очень интересный и уютный формат проживания для детей – домики семейного типа. Расскажите об этой инициативе, что они из себя представляют?

Уже после открытия дошкольной группы (мы называем садик), в учреждении, где воспитываются дети с 2 лет, я предложила создать домики семейного типа (в областях Украины такое уже практиковали). Идея заключалась в том, чтобы дети были из одной семьи или были родственниками и жили вместе. В то время у нас было много детей из многодетных семей. Сначала был создан один домик, а когда я увидела преимущество группы-семьи над воспитательной группой, в которой 20 детей и один воспитатель, то очень захотелось создать хотя бы еще одну такую группу-семью.
Было сложно. Финансирование из государства было мизерным. Требования к таким группам были высокими: в домике обязательно должны быть предметы быта: стиральная машина, холодильник, кухня, где дети могли бы научиться элементарным вещам самообслуживания. Средств на все это не было. Но мир не без добрых людей. И преимущество нашего заведения в том, что, когда к нам приезжают гости, они всегда возвращаются еще. Поэтому, одна из таких, теперь уже друзей наших детей, киевлянка, землячка, которая очень много нам помогала, привезла к нам своих знакомых и друзей.
Все вместе мы создали еще одну группу-семью. Группу, которая не похожа на обычную воспитательную группу такого заведения, как наше. Это дом, где, приходя из школы, ребенок может уединиться у себя в комнате, поучить уроки, научиться пользоваться стиральной машиной, микроволновой печью, приготовить что-то вкусненькое вместе с воспитательницей на уютной кухне и вечером заварить себе чашку ароматного чая и заглянуть в холодильник в поисках чего-нибудь вкусненького. А в выходной день ребенок может понежиться в постели немного дольше обычного. Я считаю, такая обыденность очень важна.

В Вашем учебном заведении проживает много детей со сложными судьбами. Можете рассказать какую-то жизнеутверждающую историю о Ваших воспитанниках? О тех, с кем поддерживаете связь?

Детские судьбы... За годы работы столько их коснулось моей души, болью отозвались в сердце... Хочется вспомнить историю одной семьи. Пятеро детей, самые маленькие девочки еще дошколятами попали в наше заведение. Именно эта семья стала воспитанниками созданной группы-семьи. У старшей, Мариночки, день рождения - 17 лет. Ждем гостей, «крестную маму», ту самую киевлянку: праздничная суета, накрываем стол к празднованию, на столе большой торт со свечами. Марина плачет...

«Маринко, чому ти плачеш? Сьогодні ж треба радіти!», – кажу я. – «У мене ніколи не було такого дня народження й не буде, мабуть», – відповідає дівчина.

Прошли годы. Сегодня Марина - жена, заботливая мама, которая больше всего на свете любит своего маленького сыночка. А что же мама Марины, ее братьев и сестер, которые до сих пор учатся у нас? «Мама» живет спокойной жизнью, не видя, как растут дети и без особой боли соглашается на то, чтобы ее детей у нее отобрали. На сегодняшний день дело о лишении родительских прав горе-матери на рассмотрении в суде.

Вы наблюдаете много печальных и даже трагических историй. Сложно быть эмпатическим руководителем и пропускать эти эмоции через себя?

Каждая детская судьба – уникальна, и все наши дети очень разные. Единственное, что их объединяет – это то, что они не живут с родителями, в кругу семьи, а в таком заведении, как наше. И этим они обделены, травмированы, а потому очень-очень уязвимы. На меня, как директора, возложена очень большая ответственность. Чем старше я становлюсь, тем больше сомнения закрадываются в душу: всегда ли я была справедливой, всегда принимала правильные решения...? Потому что часто приходилось принимать решения за детей. Поэтому я спрашиваю себя, использовала я все ресурсы, данные мне, по формированию и становлению ребенка?

Очень важной целью для меня является создание в «казенном» заведении, с тяжёлым, болезненным названием ИНТЕРНАТ, условий проживания, приближенных к домашним. Это может быть и занавеска на окне или коврик на полу, потому что это - уют... И обязательно диван. В каждом общежитии (казалось бы, такая будничная для нас принадлежность). Ибо все обязательные вещи, которые должны быть в жизни для физиологического развития ребенка (кровать, тумбочка у кровати, стул), - это было в комнате на 10-12 человек. И там не было уюта. Дети проживали в интернате, радовались тому, что есть, считая это нормой... А после окончания школы, выходили в ДРУГУЮ жизнь, в жизнь, которой не знали.

Пропускаю ли я трагические детские истории через себя? Да конечно. Сложно быть эмпатическим руководителем? Это необходимое качество для любого специалиста, не только руководителя. Способность сопереживать, поставить себя на место другого человека... Это - залог сильной команды, это высокие результаты в достижении общей цели.

Поделитесь своим мнением по вопросу усыновления и опеки детей в Украине. Часто обращаются с подобным запросом? Каково Ваше отношение к процедуре усыновления для иностранцев и граждан нашей страны?

За годы работы руководителем не очень много статусных детей нашей школы было усыновлено. Были усыновлены дети за границу: в Италию, Америку, Францию. Украинскими семьями не было усыновлено ни одного ребенка. Почему так? Возможно, не было в нашем заведении маленьких детей со статусом, а украинские усыновители, как правило, хотят ребенка маленького возраста... Очень модными, стали сегодня приемные семьи, дома семейного типа. Вот именно из нашей школы немалое количество детей взяли под опеку. Хорошо ли это? Не знаю. Как нельзя сказать о таких организациях, как наша, что все они хорошие или плохие, так же нельзя сказать и о приемных семьях. Это все индивидуально.
Как часто оказывают благотворительную помощь Вашему учебному заведению? Какие сейчас первоочередные нужды лицея?

Наше учебное заведение географически расположен далеко от столицы и областного центра. В этом есть свои преимущества и вместе с тем недостатки: сложно найти постоянных спонсоров для такого удаленного заведения. Очень мощный вклад сделали в свое время французские благотворители. Это и внутренние туалеты, отремонтирована и переделана баня, заменены окна, новая мебель. Это и оздоровление детей льготных категорий и многое другое. Но в последнее время, в связи с пандемией, помощи для лицея мы не получали. Несколько лет подряд я стучу во все двери с просьбой помочь в замене труб водоснабжения, радиаторов и замене плитки для пола на первом этаже здания учебного корпуса. Как всегда, мы нуждаемся в одежде и обуви для детей, средствах гигиены, канцелярских принадлежностях. Мы всегда будем рады помощи.

Не думала, что будет сложно давать интервью, много моментов, на которых останавливались, вызвали слезы...

Автор Ксения Аннюк
Фото автора

Читайте также: Донорство крови: как на него повлияла пандемия и можно ли улучшить ситуацию