Собрали:

2019 год: 5 726 908 грн
За 8 лет: 37 411 264 грн

Как реализуется инклюзивное образование в Украине



Еще осенью 2018 года, в Украине вступил в силу закон, который регулирует некоторые вопросы доступа детей с особыми потребностями к образованию в детском саду, школе, внешкольных учреждениях и учреждениях профессионального или профессионально-технического образования. Рассказываем, как у нас в стране работает система инклюзивного образования и что о ней нужно знать.

Как сейчас обстоят дела с инклюзивным образованием в Украине

Раньше в украинском законодательстве не было комплексных норм об инклюзивном образовании, хотя выделять бюджетные деньги на развитие этой структуры начали еще в 2017 году. Зато, после принятия вышеупомянутого документа, местные власти должны были обеспечить удобный и беспрепятственный доступ в учебные заведения для всех групп населения.

Так, по данным Министерства образования и науки Украины, на начало 2019 года, в Украине количество школ с инклюзией выросло в 2,5 раза и составляло 3788. Обучается в них более 11 тысяч детей с особыми потребностями, что в три раза больше, чем было до этого. В детских садиках Украины количество инклюзивных групп выросло с 732 в 2016 году до 1318 в начале 2019 года, и в этих группах теперь воспитываются 2190 детей с особыми потребностями.
Согласно статистике, около 74% (11 560) всех школ в Украине обеспечены безбарьерным пространством, правда, только до первого этажа, т.е. там есть пандус, подъемник или кнопка вызова помощи на входе в здание. Из них пандусами обеспечено 69% (10781 школа), кнопками вызова 23% (3664 школы), информационными указателями 18% (2864 школы). Специально оборудованные туалеты для детей с инвалидностью имеют менее 5% школ (746).

А вот, что касается безбарьерного доступа до второго этажа и выше – с этим в Украине по-прежнему проблемы, а похвастаться такой инклюзивностью могут лишь единицы учебных заведений.

Также, сейчас свыше 300 школ и детских садов активно внедряют принципы программы «Новое образовательное пространство», которое создается по четырем основным принципам:
- энергоэффективность;
- современное оборудование;
- мотивирующее пространство;
- безбарьерность и инклюзия.

Главная цель этого проекта – создать комфортные условия для детей с особыми потребностями и обеспечить их качественным образованием.
К тому же, за 2017–2018 гг. было подготовлено более 10 тысяч учителей инклюзивных классов и 7633 ассистентов учителей и детей с особыми потребностями.

Что меняется в садиках, школах и училищах

В 2019 году, впервые была выделена субвенция для дошкольников с особыми потребностями. Для этого государство направило на места 37, 5 миллионов гривен, чтобы помочь детям социализироваться и обеспечить им максимум возможностей для развития.

По данным Министерства образования, в 2018/2019 учебном году 2359 детей с особыми образовательными потребностями в Украине получали дошкольное образование в инклюзивных группах.

Теперь расскажем немного подробнее о том, каким же образом дети с особыми потребностями получают образование в Украине и как государство должно облегчить этот процесс и сделать его максимально комфортным.
Выше мы уже рассказывали о пандусах, подъемниках и безбарьерном доступе. Но, инклюзивность учебных заведений заключается не только в этом. Так, согласно закону, по заявлению родителей в детсадах, школах и даже во внешкольных заведениях обязательно должны создать инклюзивные группы. В такой группе должно быть не более трех детей с особыми потребностями, а дети с нарушениями интеллектуального развития и/или сенсорными или физическими нарушениями имеют право на первоочередное зачисление в образовательные учреждения.

Также, родители могут написать заявление, чтобы на занятия допускался ассистент ребенка, который будет помогать ему. Стоит отметить, что сама программа образования разрабатывается на основе базового школьного образования и корректируется в зависимости от потребностей детей и их возможностей.

В новом законе также сказано, что дети с особыми потребностями могут пользоваться в обучении жестовым языком и шрифтом Брайля. Коррекционно-развивающие занятия для детей с особыми потребностями в инклюзивных классах длятся 35-40 минут для группы и 20-25 минут – индивидуально, причем коррекционно-развивающие услуги - это мероприятия, направленные на коррекцию нарушений путем развития личности, ее познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и речи.

В школах для каждого ученика с особыми потребностями сейчас составляют индивидуальные программы развития, для создания которой привлекаются родители ребенка и группа специалистов. А учителям за работу в инклюзивных классах и группах дают доплату – 20% тарифной ставки.

Не стоит забывать и о том, что обучение для детей с особыми потребностями в учебных заведениях должно быть бесплатным, а все траты ложатся на плечи местных бюджетов. Стоит отметить, что, если люди с особыми потребностями нуждаются в подвозе к образовательному учреждению и в обратном направлении, государство должно это обеспечить, выделив транспорт для людей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп.

Сейчас в Украине продолжается активное развитие системы инклюзивного образование, которое позволит детям даже из самых маленьких городов, беспрепятственно посещать школы, садики, училища.

Автор Анастасия Ищенко
Источники фото: МОН и Pixabay

Другие материалы автора: Лечение за бюджетные деньги: кому поможет государство и какие лекарства выделят

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТЫ И ПОДОПЕЧНЫХ ФОНДА