Собрали:

2021 год: 965 219 грн
За 10 лет: 44 314 231 грн

Медреформа: в фокусе Конституционного права





В основе любой реформы лежат изменения. Если это реформа на государственном уровне, то изменения эти обязательно должны проходить в рамках правового поля, то есть Конституционного права. И эта, казалось бы, очевидная аксиома имеет цель не только регулирование законных/противозаконных действий, а в первую очередь, обеспечение прав и свобод граждан, гарантируемые Конституцией их страны. В украинских СМИ тема медицинского права – статически регулярный сюжет, в котором как врачи, так и пациенты, играют в шахматную партию не только с завязанными глазами, но и с постоянным изменением правил игры, в то время, как партия уже начата…

Так, в конце июня в стенах одного из столичных информагентств Национальная академия медицинских наук Украины и Национальная ассоциация адвокатов Украины совместно провели круглый стол
на тему - «Конституционное право человека на охрану здоровья сквозь призму медицинской реформы».

- Множество вопросов, связанных с медицинской реформой, попали и под мой научно-практический микроскоп, – говорит одна из участниц стола Ирина Сенюта, доктор юридических наук, президент ОО «Фонд медицинского права и биоэтики Украины». – На самом деле есть несколько «болевых точек» медицинской реформы и, прежде всего, это:
Медицинские протоколы. Эти документы не адаптированы под современные украинские реалии. На сегодня стандартизация в здравоохранении практически обнажена. Например, кесарево сечение проводят без единого общегосударственного стандарта, поэтому непонятно, каким образом проводить проверку качества лечения в рамках судебных дел.

Функционирование клинических баз университетов. Учреждения здравоохранения становятся коммунальными некоммерческими предприятиями, поэтому сотрудничество между учреждениями, где есть клинические базы и университетами, приобретает особое значение.
Сохраняет актуальность вопрос, будут ли платить университеты за коммунальные услуги и размещение баз (уже зафиксированы подобные прецеденты).

Изменение системы непрерывного профессионального развития медиков. Остро встал вопрос неурегулированности прохождения интернатуры. Проект нового Положения об интернатуре был разработан ещё в 2014, однако оно до сих пор не утверждено.

Свободный выбор врача. Основы законодательства Украины о здравоохранении – «медицинская Конституция» государства – в ст. 6 предусматривают право на квалифицированную медицинскую помощь, включая свободный выбор врача и методов лечения. А ст. 38 гарантирует право на выбор врача и учреждения здравоохранения. Это основополагающие вещи, которые касаются реализации прав человека. В рамках медицинской реформы парадигма изменена: человек имеет право выбирать только врача первичного звена.
Бесплатность медицинской помощи. Конституционный суд Украины уже дважды выносил решение по Программе государственных гарантий: один раз - о платных медицинских услугах, другой – о бесплатной медицинской помощи, где было указано, что всем гражданам медицинская помощь в полном объёме предоставляется бесплатно, что не может идти речь о «гарантированном уровне». Однако Закон Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» всё же заложил гарантированный уровень. Ст. 157 Конституции Украины содержит запрет на любые изменения, которые предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека. Поэтому однозначно и очевидно: этот закон, что стоит ниже в иерархии нормативных актов, нарушил Конституцию Украины.

Про ещё одно Конституционное нарушение заявил член Украинской академии кибербезопасности, Игорь Козаченконарушение по защите персональных данных:
«Персональные данные (в том числе медицинские тайны) не могут содержаться на коммерческих серверах, не имеющих аттестата соответствия требованиям защиты информации. Медицина – направление, которое относится к критической инфраструктуре. Вмешательство в информационную систему учреждений здравоохранения способно привести, в том числе, к смертельным последствиям: если осуществить кибератаку на больницу, то возможно остановить всю аппаратуру», - отметил эксперт.

Если рассматривать Конституционную сторону медреформы под другим углом – глазами пациента, то нарушений, к сожалению, тоже хватает. Это чётко артикулирует в своём блоге общественный деятель и человек с орфанным заболеванием Юрий Андреев: «Сегодня пациент на себе может почувствовать: отсутствие адекватной вакцинальной программы, которая привела к вспышкам эпидемии кори и других инфекционных заболеваний; несвоевременное обеспечение лекарствами больных через международные закупки, это миллионы онкобольных, которые потеряли шанс на жизнь из-за отсутствия лекарств; провал пилотного проекта и Закона о трансплантации – миллионы за границу, сотни умерших в Украине; реорганизация больниц привела к коллапсу в регионах из-за отсутствия развитой инфраструктуры доход пациента к удалённой больнице в некоторых регионах стал физически невозможным. Сокращение и объединение больниц в областях привело к тому, например, что в Тернопольской области закрыли больницу, и село, которое в Украине самое многодетное, сейчас не имеет доступа к медицинской помощи, только потому, что нет дороги доехать до больницы! Больная тема лично для меня - трансплантация: Минздрав не разработал нормативку, реестры и всё, что предусмотрено заключительными положениями закона о трансплантации; чиновники министерства неэффективно потратили средства, что были выделены на запуск трансплантации в размере 112 миллионов. К примеру, на закупку до сих пор неработающей ЕДИСТы (Единой государственной информационной системы – авт.) и реестров потрачено 1 миллион долларов, в соседней Белорусии это стоило всего 150 тысяч долларов; замена оригинальных препаратов иммуносупрессии на генерики привела к массовому отказу пациентов принимать лекарства. Как следствие – затраты на закупку нормальных лекарств из местных бюджетов, или из карманов самих пациентов, а это – миллионные средства».

По словам экспертов, принимавших участие в круглом столе, практически вся законодательная база реформы медицинской отрасли принята вопреки украинскому законодательству, положениям и нормам, генеральным и отраслевым соглашениям, с игнорированием властью процедуры согласования нормативно-правовых актов и предложений профсоюзной стороны. Что касается финансирования отрасли, то оно также не выполняется в полном объёме – предусмотрено 5% от ВВП, а по факту – только 3,2%. И последние 3 отчёта Счётной палаты тоже не в пользу МОЗ…
Итак, реформа в здравоохранение, конечно, необходима, но она должна быть систематизированной, обеспеченной должным финансированием и соответствующей законодательству, в частности Конституции Украины.

Автор Екатерина Стебельская

Другие материалы автора
: Сам себе ревизор: как самостоятельно проверить оригинальность лекарств?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТЫ И ПОДОПЕЧНЫХ ФОНДА