Собрали:

2020 год: 3 121 760 грн
За 10 лет: 41 370 704 грн

НКО и СМИ: зачем становиться друзьями





Роль социальной журналистики в мире и в обычное время велика, а в разгар пандемии ее значимость только возрастает. Так как именно СМИ выступают проводником между миром новостей и людьми, им нужно донести сотни важных месседжей и историй. Особенно, если говорить о социальной журналистике в контексте благотворительных фондов и организаций, которым важно быть услышанными. Тем не менее, в Украине с этим все не слишком радужно и еще есть куда расти. Мы пообщались с экспертами и представителями НКО о том, зачем благотворительным фондам и организациям дружить со СМИ и почему важно развивать социальную журналистику в стране.

Почему благотворительным фондам и организациям важно говорить о себе

Как мы уже писали, средства массовой информации – это ретрансляторы новостей. Они формируют у населения определенную картину мира, освещают различные события, расставляют акценты. Грубо говоря, люди именно из СМИ узнают о том, что происходит в мире, и в стране.
В то же время, некоммерческие организации – это организации, которые не направлены на получение прибыли. Их цель — просвещать, помогать, учить и т.д. Поэтому им важно, чтобы о них слышали, знали.

В МБФ «Центр социальных проектов будущего» нам пояснили, что любая организация, которая функционирует открыто и прозрачно, имеет дело с людьми – требует огласки.

«Мы хотим доносить людям, как и то, что нам уже удалось сделать во благо, но также и дать им возможность поучаствовать в этом. Очень часто люди хотят помочь, но не знают, как именно это сделать, кому доверять. Зачастую благотворительные фонды имеют строгий ограниченный бюджет, направленный конкретно на помощь, и нет средств, чтобы заказывать дорогостоящую качественную рекламу, делать дорогой медиа контент, на который бы отзывались пользователи интернета, и в таком случае информационная поддержка СМИ крайне необходима», — говорят в МБФ «Центр социальных проектов будущего».
В фонде добавили, что часто они сталкиваются с тем, что местные издания страны, которым они предлагают осветить мероприятие передачи важного медицинского оборудования в больницу, отвечают, что готовы сделать это только на коммерческой основе. Таким образом, событие часто может остаться без информационной поддержки, и это ведет к тому, что люди не доверяют фондам, потому что не видят конкретных подтверждений помощи.

«Говорить о себе очень важно. Во-первых, это помогает донести людям информацию о том, что они могут стать частью чего-то важного и доброго, а во-вторых, это влияет на осведомленность населения касательно деятельности благотворительных организаций, а СМИ как независимый инструмент (не рекламное агентство или что-либо) может сыграть в этом основополагающую роль», — говорят в фонде.

Вячеслав Быков, исполнительный директор БФ «Таблеточки» отмечает, что, безусловно, для фондов важна публичность, в первую очередь, это помогает привлекать благотворителей. Ведь через СМИ они транслируют потребности своих подопечных — онкобольных детей, и о них узнают те, кто могут в дальнейшем помогать. Также, люди, которым нужна помощь, узнают о возможности ее получить.

«Благодаря медиа мы можем измерить значимость той или иной социальной проблемы. Делая публикацию в СМИ, мы можем видеть, как общество реагирует, вызывает ли это резонанс. Например, в мае мы запустили в медиапространство новость о том, что перед плановой госпитализацией онкобольных пациентов заставляют делать ПЛР-тесты за свой счет. Эта тема очень быстро разлетелась в СМИ, показала высокие охваты, и, самое главное, — в Министерстве охраны здоровья нас услышали! Министр Максим Степанов публично заявил о разработанных алгоритмах, согласно которым, детей из регионов, которые будут ехать в «Охматдет» и Институт рака, будут тестировать на СOVID-19 за три дня до выезда. В этой маленькой победе над системой мы благодарны и журналистам, в том числе», — говорит Быков.

Он добавил, что в конечном итоге, освещение социальных тем влияет на всех, кто может столкнуться с подобной проблемой. Также яркий пример взаимодействия общественных организаций и СМИ— борьба за доступ родственников в реанимации. Вызвали общественный резонанс и добились от МОЗ выпуска отдельного приказа, который сейчас обязывает все больницы пропускать родных в реанимации.

Что сейчас с социальной журналистикой в стране

Журналистика в Украине только развивается и есть много нюансов, которые этому препятствуют. И, к сожалению, качественных и прозрачных медиа в стране немного. Тем не менее сейчас поднимаются и освещаются такие темы, за которые несколько лет назад никто и не брался. В МБФ «Центр социальных проектов будущего» говорят, что сейчас социальная журналистка набирает обороты на информационном пространстве страны, людям интересно читать о людях таких же, как они сами, а не только о далеком – например, политике или жизни знаменитостей.

«Социальная журналистика только набирает обороты, и требуют профессионального подхода, ведь материал должен быть подготовлен достойно и интересно. Социальный журналист должен быть не просто журналистом, но и социальным деятелем одновременно, чтобы говорить о насущных проблемах общества и изменениях, которое оно требует. А чтобы оставаться в курсе этого – нужно иметь тесную связь с общественными организациями и фондами, потому что кто как не мы напрямую взаимодействует с людьми и знаем, что им нужно», — говорят в фонде.

Вячеслав Быков комментирует ситуацию и отмечает, что не видит принципиальной разницы в работе журналиста над социальной темой и, например, над политической. Ключевое значение имеет результат — он подает ее качественно или нет? Основной вопрос — примет ли эту социальную тему редакция.

«Я считаю, что у социальных тем низкий приоритет в СМИ. Несмотря на многочисленные попытки, в том числе и на законодательном уровне, закрепить статус социальной рекламы, ощущается сильное сопротивление со стороны украинских телеканалов и онлайн-редакций. В каком-то смысле это связано с недополученной прибылью, в чем-то с юридическими аспектами. Упоминание названий фондов в СМИ обычно вызывает сложности. Но сейчас, на фоне COVID-19, ситуация понемногу меняется. Аналогичную картину мы наблюдали в 2014 году, когда начались активные боевые действия на Востоке страны. Тогда телеканалы без лишних вопросов показывали на экранах короткие номера телефонов фондов, которые помогали армии. На сегодняшний день дать на телеканал социальную рекламу с коротким номером и призывом отправить деньги онкобольным детям — почти невозможно. Хотя на законодательном уровне прямого запрета на это нет. Но каналы, называют это коммерческим проявлением», — говорит Быков.
Он добавляет, что у украинского масс-медиа нет опыта подачи подобных тем, они часто сопровождаются эмоциональным фоном вынужденности, безысходности, страха.

«Поэтому сейчас я не готов выступать за продвижение социальной рекламы в СМИ, если она приведет к удалению от нас потенциальных доноров. В то же время ненасильственная коммуникация, несущая заряд позитивных, заряжающих эмоций — это именно то, что может побудить общество к столь необходимой для Украины трансформации. Поэтому да, социальную журналистику нужно развивать», – поясняет Быков.

Дмитрий Егоров, директор «Гетман медиаконсалтинг» и шеф-редактор издания «Гетман», отмечает, что качественный уровень социальной журналистики в Украине – такой же, как и в журналистике в целом: те проблемы и «болезни», которые у медиа, берет на себя и социальная журналистика.

«Я бы не говорил, что социальную журналистику нужно или не нужно развивать. Есть много дел, которые все назовут «нужными», но которыми никто не занимается. Я предлагаю назвать некоторых, как говорится, стейкхолдеров (заинтересованные стороны, — ред.), для которых развитие социальной журналистики был бы не абстрактно «нужен», а на самом деле 100% полезным. Социально ответственный бизнес, благотворительные и общественные организации, объединения, занимающиеся развитием территорий, а также политики или политические силы. Все они точно будут получать непосредственную пользу от того, что социальная тематика будет освещаться качественно, интересно и широко. Если сказать коротко о возможном инструментарий, то это: долговременные программы повышения квалификации журналистов; создание стейкхолдерами собственных медиа на социальную тематику, грантовые программы для журналистов и СМИ и тому подобное», — отмечает Егоров.

Андрей Заец, режиссер проекта «Инициатива», в комментарии нам рассказал, что, по его мнению, основной задачей социальной журналистики сегодня является выражение новых взглядов и оценок различных ситуаций в украинском обществе.

«Нужно не допускать замалчивания трудных ситуаций, объяснять суть изменений, поддерживать равновесие интересов, представляя и обосновывая позиции различных социальных групп. Чтобы различные издания и отдельные журналисты могли писать на острые социальные темы и поднимать важные вопросы о поддержке определенных групп, нужно больше мотивации, ведь в период пандемии и уменьшения рекламных контрактов журналисты больше уделяют силы для удовлетворения коммерческих нужд издания», — поясняет Заец.

Социальной журналистике в Украине еще есть куда расти, но уже можно сказать, что заметный прогресс есть, тем более, после ситуации с коронавирусом и карантином, которые заставили иначе взглянуть на важные проблемы.

Автор Анастасия Ищенко

Читайте также: Карта благотворительной помощи: как работает инструмент и почему он важен для Украины