Собрали:

2021 год: 1 726 590 грн
За 10 лет: 45 075 602 грн

Онлайн, креативность и оперативность: какой будет благотворительность в Украине в 2021 году





В 2020 году мир существенно изменился: страны закрывались на карантин, многие предприятия и фирмы приостанавливали свою работу, люди были вынуждены месяцами сидеть по домам. Коронавирус повлиял на все сферы жизни и, естественно, коснулся благотворительности. Благотворительным фондам и организациям тоже пришлось адаптироваться под новую реальность. Многие начали собирать средства для помощи больницам и медикам в борьбе с COVID-19 или же для помощи тем, кто искал аппараты искусственной вентиляции легких для того, чтобы справиться с болезнью.

Мы спросили у представителей благотворительного сектора, как, по их мнению, изменится благотворительность в Украине в 2021 году, каких тенденций ожидать и к чему готовиться.


Уход в онлайн и борьба с коронавирусом

Лариса Сидельник, координатор программ Всеукраинского благотворительного фонда «Крона», говорит, что наиболее травматичным для благотворительного сектора стал переход в виртуальную плоскость. Многие организации строили свою работу непосредственно с бенефициарами. Это те паровозы, которые тянут всю непосредственную работу с нуждающимися, кто наиболее чувствителен к потребностям уязвимых групп и фактически «сшивает» огромные дыры социальных проблем. Невозможность встреч с подопечными, визитов в учреждения, отмена оффлайн-мероприятий, где можно строить партнерства и привлекать ресурсы – значительная потеря. Гораздо сложнее сейчас завоевать внимание потенциальных доноров и мотивировать их без личных контактов.

«В свою очередь это способствовало появлению новых форматов работы и фандрайзинга. Диджитал благотворительность точно будет с нами в 2021 и далее. Онлайн обучение, стриминг, блогинг, вхождение в новые популярные соцсети, использование готовых приложений для креатива, таргетинг, онлайн реклама — теперь наш арсенал донесения до людей проблем, которые мы решаем, отчетности, привлечение средств. Появились новые онлайн платформы для фандрайзинга. Это социальные предприятия, маркетплейсы, которые дают площадку благотворительным организациям и жертвователям «встретиться». Большинство из них зарабатывают, принимая процент от пожертвований», – рассказывает Лариса Сидельник.

Еще один тренд по мнению Ларисы Сидельник – маркетинг на благотворительной тематике, проникновение бизнеса в благотворительность. Например, люди с коммерческого сектора идут в благотворительный, создают свою организацию или проект, применяя бизнес-подходы, знания и идеи для финансовой устойчивости своих проектов. И это стимулирует «традиционные» благотворительные организации со своими гуманитарными миссиями учиться «продавать», «рекламировать», создавать креативные инфоповоды, зарабатывать.

«Еще важная, на мой взгляд тенденция – запрос на честность, искренность. В прошлом году у многих людей обострился bullshit detector. Люди стали лучше чувствовать фальшивку, ложь, манипуляции, мошенничество. Мы научились отличать где только пиар на благотворительности, а где реальное действие. Сейчас уже вряд ли сработает так эффективно мероприятие, в прозрачности которого люди могут сомневаться. Именно поэтому благотворителям надо строить свои коммуникации и программы максимально честно, профессионально. Не преувеличивать свои достижения, а показывать результат», – отметила Сидельник.

Также, Лариса Сидельник добавила, что пандемия повлияла и на направления деятельности многих организаций. В этом году мы почувствуем уменьшение поступлений в те сферы, с которыми работали до 2020 года. Бизнес и люди обеднели. Более активная поддержка может быть в сфере борьбы с ковид-19, помощи больницам, информационным проектам.

Вадим Хаджиоглов, глава МБФ «Центр социальных проектов будущего», отметил, что сейчас трудно говорить о том, как же изменится благотворительность в целом в нашей стране, так как на примере предыдущего года мы поняли, что в один момент привычная жизнь может сильно измениться.

«Говоря конкретно о направлениях, которых планирует осуществлять наш фонд – это придерживаться стратегии начатой в 2020 году. Большое внимание будем уделять помощи больницам в борьбе с коронавирусом, а также максимальный уход в онлайн – мы стараемся превратить благотворительные взносы в максимально доступное действие, чтобы делать добро было просто в условиях домашней изоляции во время локдауна», — пояснил Вадим Хаджиоглов.

Коллаборация и заполнение пробелов


Ирина Гуцал, директор благотворительной платформы dobro.ua, говорит, что 2020 год заставил благотворительные фонды адаптироваться к новым обстоятельствам, поэтому 2021 будет про оперативность, креативность и коллаборации.

«Поскольку мы остались буквально без физических встреч, то преимущественно все благотворительные активности останутся онлайн. А в диджитал конкурировать приходится с любым контентом, от новостей до рекламы, поэтому подход к созданию контента необходимо менять. Благотворителям теперь следует тратить больше времени и ресурсов на создание контента для своих проектов, ведь контент - это наш главный способ привлечения людей и средств», — отметила Гуцал.

Ирина Гуцал добавила, что благодаря пандемии они научились оперативно подстраиваться к потребностям общества и решать имеющиеся проблемы быстро и эффективно. Обороты сбавить уже не удастся. Всюду, где государство оставило пробелы, они оперативно участвовали и находили современные инструменты для их преодоления.

«Взаимодействие благотворительных фондов и бизнеса выйдет на новый этап, ведь во время COVID-19 корпоративный сектор увидел, какое огромное влияние он имеет на социальную жизнь страны и почувствовал запрос своих потребителей, которые хотят быть причастными к изменениям и наблюдать масштабный результат, не прилагая сверхбольших усилий. Люди хотят и стремятся быть частью больших историй, которые меняют страну к лучшему», – подытожила Ирина Гуцал.

Прозрачность взаимодействий и важность безоговорочной помощи


Екатерина Жук, директорка ГО "Charity Tuner" рассказывает, что по итогам 2020 года, года пандемии и коллапса медицинской, налоговой и социальной сфер, можно уже сказать однозначно – прозрачность взаимодействий Фонд-Донор-Власть вышла на новый уровень.

«Бизнесу, уже стали не важны пиар-составляющие социальной ответственности. Исчезли, практически повсеместно, проплаченные сюжеты, нелепые корпоративные проекты и странные идеи, не связывающиеся ни с направлением бизнеса ни с реальными потребностями. Доноры встали стеной и помогли здесь и сейчас, но наконец постарались сделать это максимально эффективно, как и положено действовать реальному бизнесу. Я более чем уверена, что тенденция сохраниться и на пост-пандемийное время. Наша общая задача — я имею ввиду и благотворительный сектор, и реципиентов фондов, и больницы, и госорганы — показать, и рассказать о важности именно такой помощи, понятной и безоговорочной. И тогда все выиграют. Не менее важно и то, что бизнес начал прислушиваться к необходимости в принципе. Больницам — ок, здесь и сейчас мы поможем больницам. Концентраторы людям — ок, здесь и сейчас мы поможем спасать жизнь», – отметила Екатерина Жук.

Также, она добавила, что донорам стало важно знать и видеть, куда и на что конкретно пошла их помощь, видеть отчеты, видеть и знать детали. Кроме того, пандемия вскрыла те сферы, которые часто оставались «за кадром», потому что социально необеспеченные, пожилые, люди с хроническими заболеваниями и инвалидностью попали в максимальную зону риска. И им тоже пошла помощь от бизнеса.

«Все эти истории успешного взаимодействия обязательно будут иметь продолжение. И следующий шаг – бизнес поймет тот объем работы, который в реальной жизни годами выполняли и выполняют некоммерческие организации, и начнут помогать на административные расходы, как это уже давно происходит в цивилизованном мире. Странно это произносить вслух, но весь этот кошмар, по итогам, для некоммерческого сектора выйдет в плюс после пандемии», – подытожила Екатерина Жук.

Мощные партнеры для бизнеса и вдохновение для людей

Мария Артеменко, основательница и руководительница благотворительного фонда «Клуб Добродіїв», говорит, что 2021 год также пройдет под эгидой пандемии, карантина и локдаунов. Карантин и начало пандемии показал, что очень мало благотворительных организаций готовы менеджерить и предоставлять сервис для бизнеса.

«Для бизнеса, который готов был выделять средства, вопрос поиска партнеров, которые бы могли эффективно, быстро реализовать крупные суммы денег стоял достаточно остро. Часто это закрывали пиар агентства, а не благотворительные фонды. Мне кажется, что это интересный момент. Общественным и благотворительным организациям следует подумать – как мы можем стать мощным партнером для бизнеса, для государства и думать о том, кем мы должны стать, чтобы быть незаменимыми, и к нам обращались как к экспертам, которые могут реализовать помощь», — говорит Мария Артеменко.

Мария отметила, что пандемия тот факт, что лавмарки и мощные сообщества работают. Поэтому если говорить о волонтерском фандрайзинге, то люди доверяют людям.

«По моему мнению, сейчас количество людей, которые готовы поддерживать решения социальніх проблем временем, деньгами и талантом больше, чем фондов и общественных организаций, которые это прорабатывают. Возможностей для благотворительных фондов с точки зрения фандрайзинга и привлечения помощи больше, чем мы себе представляем. Поэтому главный вопрос как сделать шаг вперед и конвертировать это желание людей менять, помогать и поддерживать друг друга в эффективные действия, эффективную помощь через благотворительные или общественные организации», – пояснила Артеменко.

Также, Мария добавила, что новым трендом однозначно будет гибкость организаций. На примере «Клуба Добродіїв», пандемия принесла мощный толчок в сторону гибкости, и сейчас они интегрируют ее в повседневную жизнь фонда. Стратегия — это хорошо, но мир меняется быстро, за 3 дня объявляются локдауны, карантины и нужно быть готовыми морально и психологически к изменению и адаптации. То ставить на паузу, то запускать и не стесняться отходить от стратегии, если сейчас что-то может быть более актуальным. Для этого нужно держать фокус и помнить ради чего вообще существует организация.

«Мы хотим быть там, где мы нужны и для этого иногда нужно очень быстро перестраиваться, и реагировать на потребности людей, детей, слышать боль аудитории, с которой вы работаете, для того, чтобы быть максимально полезным. Нужно давать людям решение. В качестве примера, могу привести ситуацию с пожарами в Чернобыле. Когда вспыхнули пожары, вся лента фейсбука была в гневных сообщениях, но никто не давал инструмента для решения этого вопроса. И мы в партнерстве с UАnimals решили быть действительно полезными, а не умножать посты, о том, как все ужасно. Это партнерство было совершенно нетипичным и незапланированным. За три часа общего сбора, мы собрали более 350 тысяч гривен и даже вынуждены были его остановить, потому что запроса на большее количество денег для благотворительной помощи не было. И это пример того, что нужно давать решения, а не только коммуницировать проблематику», – говорит Артеменко.

Мария подытожила, что стоит придерживаться позитива – в тренде благотворительность без жалости. Мы все хотим жить в лучшем мире, люди не хотят слез и только жертвовать, люди хотят быть полезными помощью, которую они могут дать. Благотворительность не должна добавлять боль в жизни людей, она должна давать вдохновение.

Автор Анастасия Ищенко

Читайте также - Что важно знать, если вы хотите найти работу в благотворительности