Собрали:

2019 год: 5 256 913 грн
За 8 лет: 36 941 269 грн

Пластик в помощь: как обычный мусор превращается в добрые дела



Крышки от пластиковых бутылок, старая одежда, мусорные пакеты — все это может принести пользу не только окружающей среде, но и благотворительным фондам. Уфонд изучил, как и кому помогают мусорные отходы и как использовать их возможности в мирных целях: на покупку лекарств или инвалидных колясок.

Кто становится инициатором. Гражданская инициатива


Одними из первых, собирать пластиковые крышки начали в Турции в 2011 году. Студент факультета стоматологии Эгейского университета Кусхтрим Ахмети пожалел женщину, которая тащила на своей спине ребенка-инвалида, — у семьи не было денег на инвалидную коляску. Он и придумал акцию «Голубая крышечка», чтобы на деньги за собранный пластик купить коляску. В университете к инициативе отнеслись сначала подозрительно, но Ахмети удалось заручиться поддержкой декана, и уже через три месяца первая инвалидная коляска была приобретена.

Интернет, социальные сети, СМИ запестрили сообщениями о проекте, кампания из университета перекочевала на улицы, в общественные места — люди мастерили разного вида коробки, на деревьях появились пятилитровые пластиковые бутылки для сбора крышек, постепенно к акции присоединились кафе и рестораны. Акция собрала около 280 тонн пластика, было приобретено 1 100 инвалидных колясок.

В США с 2008 года стали популярны подобные инициативы, одна из самых известных — проект Сaps of love, который начался со сбора вторсырья, а с 2014 года деньги от переработки стал передавать на благотворительность. За это время было куплено 59 инвалидных колясок.
С 2016 года, в Украине стартовала экологическая инициатива «Украина без мусора». Началась акция с Киева, а позже переросла в масштабы страны. Изначально, целью инициативы, была помощь столичным школьникам в получении наглядных учебных пособий – трехмерных моделей внутренних органов или разноцветных пазлов. Все что для этого нужно было – собирать и сдавать в соответствующие пункты приема пластиковые крышки от различных емкостей. За каждые 100 кг пластика, одна из школ Киева получала два муляжа (3D модель сердца, молекулу водорода или специальный пазл, позволяющий ребенку быстрее запомнить строение внутренних органов человека). Все материалы изготовлены из экологически чистого пластика на основе кукурузного крахмала.

В 2015 году, в Москве стартовала популярна благотворительная акция #Добрыекрышечки в пользу фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». За три года, в акции приняли участие более 500 тысяч человек по всей России. Волонтеры собрали более 125 тонн пластиковых крышек, которые были направлены на переработку, а средства в размере 3 млн 77 тысяч рублей перечислены в проект «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Этого хватило на 17 инвалидных колясок, вертикализаторов, специальных кресел для детей с особенностями развития, которых воспитывают приемные семьи.

Государство

На Мальте сбор пластиковых крышек осуществляется в пользу фонда местного сообщества Malta Community Chest Fund, который находится под покровительством президента страны. Первоначально пунктами сбора вторсырья стали государственные школы, собравшие за 5 лет более 115 тонн пластика. В конце 2016 года этот опыт тиражировали и в бизнес-сфере: в барах, ресторанах, спортивных клубах.

Сбор пластика обеспечивает социальное предприятие GreenPak, а коммерческая компания перечисляет пожертвование в пользу благотворительной организации, тем самым не только демонстрируя социальную и экологическую ответственность, но и снижая расходы на вывоз мусора. Есть и элемент соревновательности, а также репутационные бонусы. Так, тому, кто соберет больше всех пластика, вручается специальный приз президента Мальты.
Также, на законодательном уровне урегулировано производство и использование пластика в странах Европы. С 2021 года в Евросоюзе будет запрещено использование одноразовых изделий – в частности, пластиковой посуды, ватных косметических палочек, соломинок для питья, – которые могут производиться из других материалов. А с 2024 года пластиковые бутылки будут продавать только с прикрепленными к ним крышками.

Бизнес

В ряде других стран инициатива по сбору пластиковых или металлических крышек в пользу благотворительных организаций исходит от бизнеса. Как правило, это акции социального маркетинга заведений, где пробки от бутылок с напитками всегда в избытке: бары, рестораны и прочие подобные заведения. Распространена практика, когда у посетителей есть возможность выбрать, в пользу какой местной НКО пойдет их пробка. Той, которая помогает котикам, детям или культуре? Каждый месяц, неделю или даже день можно выбирать разные организации.

Дополнительный PR и фандрайзинг

Нередко массовый сбор крышечек сам по себе становится грандиозным событием. Например, в 2013 году колумбийская благотворительная организация Fundacion Sanar, помогающая больным раком детям, собрала за 8 часов 70 млн крышек (более 150 тонн пластика). Этот результат был внесен в Книгу рекордов Гиннесса, о событии написали многие СМИ, а главное — были собраны необходимые средства для пятисот юных пациентов. Аналогичный предыдущий рекорд был установлен в 2011 году также благотворительной организацией Fundación Garrahan (Аргентина).

На сайте Книги рекордов Гиннесса можно увидеть много других рекордов с крышками: самая длинная цепочка, самая большая мозаика, самая высокая пирамида из крышек к дню города и прочее.
У ряда таких акций есть официальные спонсоры — бизнес-компании, для которых это также дополнительная реклама. В других случаях привлекаются государственные компании: почта, полиция и прочие, превращаясь для граждан почти в национальную идею. Подобные акции проходили в Испании, Польше, США, так что можно подробно изучить примеры.

Неудачный опыт

Далеко не все подобные акции одинаково успешны. Например, в 2015 году украинский благотворительный фонд «Овес» также запустил акцию по сбору пластиковых бутылок (от воды, сока, молочных продуктов) и отдельно — пластиковых крышек. Места сбора крышек установили в торговых сетях и общественных местах по всей Украине. На вырученные средства собирались закупать протезы. Акцию поддержало Министерство экологии Украины.

Вроде все хорошо. Однако визуальная и коммуникационная кампания была выстроена не очень удачно — люди не поняли акцию, сочли шуткой, поскольку невозможно изготовить качественный протез из собранного пластика. Другие были против цели сбора: на протезы для участников военных действий. Фонду приходилось постоянно разъяснять, что протезы будут самые что ни на есть высокотехнологичные, а оплатят их за счет средств, полученных от переработки пластика.

Какой еще мусор идет на благотворительные цели

Всем, кто застал советские времена, знаком сбор макулатуры и металлолома в Детский фонд мира им. Ленина. Собирали бы и пластик, наверное, но он еще не был распространен в то время.

Между тем сайты международных благотворительных организаций пестрят объявлениями о постоянном сборе почти любого вторсырья и ненужных вещей: электронные отходы (батарейки, старые мобильные телефоны, ноутбуки, принтеры и прочее), использованные картриджи от принтеров, старые зубные щетки, тюбики от зубной пасты, шампуней, книги, мебель, любые марки и многое другое. Распространена соответствующая инфраструктура — ресурсы-агрегаторы, организующие для некоммерческих организаций подобный сбор; действуют социальные предприятия, которые берут на себя весь организационный цикл фандрайзинга в пользу той или иной благотворительной организации.

По заказу некоммерческих организаций производятся и мешки для мусора — покупая нужную в хозяйстве вещь, человек оказывает помощь благотворительной организации.

В пользу благотворительных организаций собирают даже старые автомобили. Например, как сообщает сайт социального предприятия Giveacar, утилизированы уже тысячи автомобилей, а вырученные средства (более 350 000 евро) пошли на благотворительность — в пользу той организации, которую выберет владелец авто.

Многозадачность: экология + фандрайзинг + трудоустройство + …

Особенность перечисленных выше акций — «два в одном», то есть одновременное решение социальной и экологической задач. Но есть и акции по принципу «три в одном»: одновременное сохранение окружающей среды и решение нескольких социальных задач. Обычно по такой схеме действуют все же социальные предприниматели.

Например, во многих странах собирают уже ненужный текстиль и обувь. Вещи хорошего качества либо реализуются в благотворительных магазинах, либо отправляются в менее богатые регионы, либо раздаются бесплатно нуждающимся.

Часть текстиля забирают организации, помогающие животным (например - для утепления собачьих приютов). Получается, конечно, не фандрайзинг, но вполне себе материальная помощь (in-kind) или снижение прямых расходов (fundsaving).

И даже ту ветошь, которая уже никому не нужна, можно сдать на фабрику по переработке текстиля.

Другой вариант многосоставной модели — совмещение сбора мусора с трудоустройством для уязвимых групп. Например, в Германии и ряде других европейских стран сеть католических благотворительных организаций Caritas также организует массовый сбор ненужных вещей — от одежды до мебели и крупной техники. Во многих населенных пунктах установлены специальные контейнеры или пункты сбора вещей.

Помимо экологических целей решаются и социальные задачи:

- развитие креативного использования ресурсов (Upcycling) — не только переработка, но и изготовление из ненужных вещей нужных и полезных;
- обеспечение рабочими местами людей, которым сложно трудоустроиться, часто это люди с ментальными нарушениями, мигранты, которые плохо знают язык. Эти люди привлекаются на всех этапах: сортировка пожертвованных вещей, их ремонт и прочее;
- передача вещей малоимущим или их реализация по минимальной цене. Например, мебель или отремонтированная бытовая техника (стиральные машины, холодильники).

По аналогичной схеме благотворительные фонды организуют сбор у населения излишков цветов, фруктов, овощей. Благодаря этому безработные граждане обучаются новым профессиям (например - флориста), получают работу и доход, составляя букеты, а вырученные средства реализуются и вновь направляются на социальные цели.

Биологические отходы

Есть еще одна инициатива, которая также решает и экологические, и социальные проблемы. Пока ее описание звучит анекдотически, но тем не менее такие крупные фонды, как Oxfam и фонд Билла и Мелинды Гейтс, заинтересовались разработками в области микробиологии, которые позволяют извлекать энергию из человеческой мочи (Pee-power).

Развитие подобных решений может оказать существенное влияние в области гуманитарных проблем. Например, всего лишь одна порция биоматериала может обеспечить зарядку мобильного телефона на 3 часа — такие переносные устройства передадут координаты человека в экстренных ситуациях. Подобный универсальный источник электричества особенно актуален в местах катастроф, в лагерях беженцев. Это и защита окружающей среды — сокращение загрязнений почвы, водоемов, снижение уровня заболеваний в регионах с плохими санитарными условиями.

Один из этапов испытаний проходил в рамках популярного у британцев фестиваля живой музыки Glastonbury в 2016 году. От желающих поделиться своим биологическим материалом на благое дело и развитие науки не было отбоя.

Основные выводы

Сбор вторсырья и других ненужных человеку вещей на благотворительные цели — простая и привлекательная идея, которая к тому же позволяет расширить круг людей, участвующих в благотворительности и волонтерстве:

1. Простота и минимум усилий — например, просто не выбросить крышку в урну, а кинуть ее в специально отведенное место; продвижение идеи «каждая мелочь может помочь»;
2. Чудесное преображение мелкого и ненужного в мощный результат на выходе: помощь нуждающимся людям;
3. Двойной эффект. Даже если есть сомнения в наличии благотворительной цели, человек знает, что его вклад как минимум полезен окружающей среде;
4. Реальность и наглядность результата;
5. Fun, игровые эффекты — элемент соревновательности, тяга к коллекционированию;
6. Вовлечение детей — воспитательный эффект, приобщение к благотворительности и развлечение;
7. Массовость и демократичность — возможность вовлечения широкого круга людей, вне зависимости от их пола, возраста;
8. Развитие добрососедства и солидарности;
9. Привлечение внимания к социальной проблеме — как к экологическим задачам, так и к нуждающимся людям;
10. Минимум издержек — обычно мусор ничего не стоит, к тому же имеется незатейливый, но важный посыл для продвижения идеи благотворительности: помогать можно не только деньгами;
11. Выгода и рациональность — избавление от лишнего хлама, мусора, сокращение издержек на вывоз мусора и прочее.

Основные риски — это все те угрозы, которые приписывают такому явлению, как благотворительный слактивизм (от англ. «лентяй, бездельник» (slack) и «активизм»). Помимо позитивного эффекта — привлечение внимания и рост осведомленности о проблеме — представители некоммерческого сектора бьют тревогу в связи с популярностью такой модели участия. Человек ставит «лайк» на странице благотворительной организации и чувствует, что он уже помог в решении кризисной ситуации. Больше не нужно никуда ходить, ничего делать, даже жертвовать деньги… Как показывают исследования, тот «друг», который первым делится постом об акции в помощь нуждающимся, с меньшей вероятностью совершает пожертвование или иное активное действие.

Если вы знаете или слышали о других примерах подобных инициатив, в вашем городе или встречали в других странах, расскажите нам. Присылайте все материалы к нам на почту help@ufond.ua, и мы обязательно об этом расскажем.

Читайте также: Благотворительность бизнеса: истории о помощи от пяти украинских компаний