Собрали:

2021 год: 2 083 274 грн
За 10 лет: 45 432 286 грн

Предвыборная благотворительность: эффективность и опасность





В Украине до сих пор проходят местные выборы. В разных городах и селах сейчас выбирают как местных депутатов, так и городских и сельских глав. В Центральной избирательной комиссии говорят, что планируют закончить их в марте 2021 года. Пока что, последние выборы назначены на 28 марта.

Выборы и особенно предвыборный процесс серьезно влияют на благотворительность в стране. Во время своих предвыборных кампаний многие политики используют благотворительность, чтобы достичь желаемого результата. Фонд Zagoriy Foundation презентовал исследование, в котором рассказывает о том, как меняется благотворительность во время выборов, что поможет отличить надежный благотворительный фонд от такого, который был создан специально под выборы, и насколько эффективна предвыборная благотворительность.

Перед выборами растет количество благотворительных фондов

Эксперты говорят, что в 2020 году предвыборная благотворительность стала заметным явлением, ведь раньше такого всплеска не было. А сейчас вместо концертов и других публичных мероприятий чаще проводятся благотворительные акции.

«Этому есть две основные причины: во-первых, из-за эпидемии COVID-19 и ее влияния на экономику увеличился запрос на благотворительную и гуманитарную помощь. Во-вторых, проводить привычную публичную агитацию (политические концерты, встречи и т.д.) пока опасно из-за роста заболеваемости. Итак, команды кандидатов прибегают к альтернативным методам агитации», – сказано в исследовании.
Но те фонды, которые создают под выборы называют «псевдоблаготворительными», т.к. они ориентированы на привлечение голосов избирателей, а не на бескорыстную помощь.
В это время не только создаются новые фонды, но и некоторые из уже существующих начинают работать на того или иного политического кандидата.

Большинство экспертов четко разделяют благотворительные фонды на предвыборные и те, что действуют постоянно. Участники исследования перечисляют отличительные знаки предвыборных фондов:

· политическая ангажированность;
· привязка к имени кандидата или партии;
· активная пиар-составляющая;
· активность только в предвыборный период;
· отсутствие постоянного видения, миссии и ценностей;
· несистемная работа;
· единственный источник финансирования;
· непрозрачная деятельность.

Также, опрошенные эксперты рассказывают, что предвыборные благотворительные фонды концентрируются в основном на нескольких видах помощи:

· гуманитарная помощь: продуктовые наборы, медикаменты, игрушки;
· строительство детских и спортивных площадок, обустройство пространств, парков;
· организация праздников, фестивалей;
· помощь детским домам, школам, детским садам;
· помощь в противодействии COVID-19 (особенность последней избирательной кампании);
· экоактивность, образовательные и культурные инициативы.

Главная цель таких фондов и их помощи – получить как можно большую поддержку избирателей и, при этом, потратить как можно меньше денег.

Эффективность предвыборной помощи сомнительна

Эксперты отметили, что помощь, которую оказывают предвыборные фонды – не эффективная из-за целого ряда причин.
Во-первых, это разовая помощь, которая не решает социальные проблемы, а только приглушает их. Например, есть люди с серьезными болезнями, которые регулярно нуждаются в дорогостоящих лекарствах. Предвыборные фонды помогут им только единожды, но не будут регулярно закупать необходимые медикаменты.
Во-вторых, предвыборная благотворительность не проводит мониторинг того, что происходит с человеком после получения помощи. Т.е. нуждается ли он еще в чем-то, насколько полезной оказалась для него эта помощь.
В-третьих, очень часто предвыборная благотворительность непродуманная, она ориентирована больше на быстрый и медийный эффект.

К тому же, опрошенные представители благотворительных фондов называют такую помощь неоднозначной с моральной точки зрения. Ведь она направлена на получение выгоды, а не на то, чтобы действительно помочь нуждающимся.
Правда, стоит отметить, что треть опрошенных говорят – любая помощь лучше, чем ее отсутствие.

«Предвыборная помощь может быть эффективной, если она предусматривает достижение длительного эффекта и реализована с учетом реальных потребностей общества», – сказано в исследовании.

Как предвыборная помощь влияет на благотворительность

Из-за того, что предвыборные благотворительные фонды преследуют корыстные мотивы, у людей может создаться впечатление, что все благотворительные фонды и организации такие.

«Главная проблема – предвыборная благотворительность может подорвать доверие к благотворительным фондам, действующим на постоянной основе», – написано в исследовании.

Кроме того, в период перед выборами люди могут привыкнуть к тому, что их потребности удовлетворяются «здесь и сейчас», т.е. быстро и в желаемой для них форме. Тогда как классический благотворительный фонд работает по другим принципам и часто ограничен в ресурсах и возможностях. Поэтому предвыборная благотворительность вызывает в обществе рост разочарования в благотворительности в целом.

Автор Анастасия Ищенко
Фото Pixabay, Unsplash

Другие новости и заметки