Собрали:

2019 год: 3 790 368 грн
За 8 лет: 35 474 724 грн

Реформа десятилетия: 7 ключевых нововведений закона о соцуслугах



Более трех месяцев - с января - новый закон о социальных услугах ждал подпись президента Украины.

Однако, этот срок значительно короче, чем года ожидания изменения, которые должны состояться в этой сфере.


Что же такое, собственно, соцуслуги?
Почему реформа системы социальных услуг так важна?

Объясню подробнее.


УСЛУГА, А НЕ СУБСИДИЯ

Несомненно, реформа системы соцуслуг является важнейшим в сфере социальной политики за последние 10 лет, ведь в отличие от других механизмов соцзащиты (льготы, выплаты, социальные пособия, субсидии) реально может помочь человеку преодолеть или минимизировать последствия сложных жизненных обстоятельствах.

Обычно, когда мы слышим "социальные услуги", то представляем себе само оформление субсидии, пособия при рождении или просто получения очередной справки в отделе социального обеспечения.

Однако, соцуслуги не имеют ничего общего с вышеназванными административными услугами.

Согласно новому закону:

Социальные услуги - это действия, направленные на профилактику сложных жизненных обстоятельств, преодоление таких обстоятельств или минимизацию их негативных последствий для лиц/семей, в них находящиеся.

Стоит также отдельно упомянуть о таком понятии:

Сложные жизненные обстоятельства (далее - СЖО) - это обстоятельства, которые негативно влияют на жизнь, здоровье и развитие личности, функционирование семьи, которые лицо/семья не могут преодолеть самостоятельно.

Разобраться в том, что собой представляют соцуслуги, нам поможет рассмотрение жизненной ситуации семьи Иванчук:

- папа Степан, 38 лет - работает сезонно, иногда злоупотребляет алкоголем;
- мама Ольга, 35 лет - не работает, находится в декретном отпуске, имеет проблемы со здоровьем (требует операции, но не может оставить 2-х детей без присмотра)
- сын Дмитрий, 9 лет - ребенок с инвалидностью (подгруппа А - требует постоянного круглосуточного ухода), находится постоянно дома;
- сын Иван, 9 лет - ребенок с инвалидностью (имеет нарушения опорно-двигательного аппарата), учится в специальной школе в 50 км от дома, родители забирают домой на каникулы.

Специалист по социальной работе, который посетил семью определил, что семья малообеспеченная и находится в СЖО.

Иванчуки уже получают поддержку от государства и общества в виде денежных выплат (пособия на детей с инвалидностью, надбавка по уходу за ребенком с инвалидностью, помощь малообеспеченным семьям), а также субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг, льготы, иногда - материальную помощь от общества.

Помогают ли эти многочисленные мероприятия преодолеть СЖО, в которых оказалась семья? Очевидно, что нет. Потому что их проблема не в недостатке средств (по крайней мере, не основное), а в том, что родители по разным причинам не в состоянии обеспечивать семью и самостоятельно справиться с этими обстоятельствами.

Материальная помощь от общества не способна изменить отношение отца к своей ответственности за семью (к сожалению, часто наоборот), помощь малообеспеченным семьям - не поможет маме решить вопрос со здоровьем, выплаты по инвалидности - социализировать Дмитрия в обществе и вернуть в семью Ивана...

Преодолеть СЖО в семье Иванчук сможет только предоставление качественных социальных услуг, а именно:

- вся семья должна находиться под социальным сопровождением специалиста по социальной работе, задача которого, в частности, заключается в оценке ситуации и составлении индивидуального плана, обучение и развитие навыков, содействие в получении психологической помощи, информировании консультирование и тому подобное;

- папа Степан должен получить услугу социальной адаптации, которая предусматривает, в частности, коррекцию психологического состояния и поведения в повседневной жизни, оказания психологической поддержки, содействие трудоустройству, помощь в укреплении/восстановлении семейных и общественно полезных связей;

- мама Ольга нуждается в услуге временного отдыха для родителей или лиц, их заменяющих, осуществляющие уход за детьми с инвалидностью - это даст ей возможность лечь в больницу, сделать операцию и улучшить состояние здоровья;

- сын Дмитрий нуждается в социальных услугах дневного ухода - это пребывание в центрах, отделениях для детей с инвалидностью в течение дня под наблюдением специалистов, где дети получают реабилитационные услуги, где формируются и поддерживаются их навыки самообслуживания, оказывается психологическая поддержка, организуется досуг;

- сын Иван должен вернуться домой - жить в семье и учиться в обществе, в инклюзивном классе. Там он может получать соцуслуги сопровождения во время инклюзивного обучения.

При условии получения этих услуг жизнь семьи Иванчук имеет шанс наладиться и СЖО могут быть преодолены или хотя бы минимизированы их негативные последствия.

В настоящее время действует "старый" закон о социальных услугах, который был принят в далеком 2003 году. Большинство перечисленных выше услуг могли предоставляться уже давно: разработаны стандарты и система вроде готова.

Что же мешало этому? Почему нужно было принимать новый закон?

Ответ ниже, в семи ключевых нововведениях, что вступят в силу с 1 января 2020:

1.Соцуслуги - собственные полномочия общин
Со следующего года именно к ведению исполнительных органов городских советов, городов областного значения и советов объединенных территориальных общин относится предоставления социальных услуг в соответствии с законом.

К полномочиям этих органов будет относиться, в частности, определение потребностей населения в социальных услугах, информирование об их перечне, обеспечения их финансирования, а также обеспечение повышения компетентности и квалификации поставщиков социальных услуг.

Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные органы городских советов городов областного значения, а также исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин обеспечивают непосредственно получения предоставления базовых социальных услуг.

2. Базовые соцуслуги
Это одна из крупнейших побед этого закона. Совсем скоро в каждой общине, при наличии необходимости, должны быть развиты следующие услуги, которые условно можно разделить на следующие группы:

- превентивные/профилактические: консультирование, информирование, социальная профилактика;
- для лиц/семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства: социальное сопровождение, социальная адаптация, социальная интеграция и реинтеграция, натуральная помощь, представительство интересов, посредничество (медиация);
- для лиц с инвалидностью и пожилого возраста поддерживающее проживание, уход на дому, физическое сопровождение лиц с инвалидностью, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на креслах колясках, нарушения зрения, перевод жестовой речью;
- для детей с инвалидностью: сопровождение во время инклюзивного обучения, дневной уход;
- кризисные услуги: экстренное (кризисное) вмешательство; предоставления убежища;
- для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: уход и воспитание детей в условиях, приближенных к семейным.
Как видно, перечень достаточно велик и связано это с тем, что все эти услуги должны предоставляться в обществе, максимально приближенно к жизни человека, в них нуждающихся.

3. Демонополизация рынка
Законом устанавливаются единые требования к поставщикам социальных услуг всех форм собственности: государственных, коммунальных и негосударственных.

К поставщикам социальных услуг негосударственного сектора относятся предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, благотворительные, религиозные организации, физические лица - предприниматели и физические лица, которые предоставляют социальные услуги по уходу в соответствии с этим законом без осуществления предпринимательской деятельности.
Определено, что представители негосударственного сектора могут быть привлечены путем социального заказа, государственно-частного партнерства, конкурса социальных проектов, социальных программ.
Обеспечения предоставления социальных услуг путем социального заказа осуществляется путем компенсации поставщикам социальных услуг стоимости предоставляемых ими социальных услуг.

Напоминаем, что, в частности, требование о предоставлении (начиная с 2026) неправительственными организациями не менее 50% социальных услуг детям и семьям с детьми по заказу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, определенная в Национальной стратегии по реформированию системы институционального ухода и воспитания детей.

4. Обязательное предоставление соцуслуг
Новым законом предусмотрено, что в отдельных случаях, получатели услуг не могут от них отказаться, а должны проходить индивидуальные коррекционные программы:

- родители, которые не выполняют родительских обязанностей;
- лица, совершившие насилие по признаку пола, домашнее насилие или жестокое обращение с детьми;
- лица, к которым применяются меры пробации в соответствии с законом;
- лица, судом направленные на прохождение программы для обидчиков;
- в других случаях, предусмотренных законом.

Законом также разрешено не применять ведения в случае при наличии угрозы жизни или здоровью лицу - предоставление социальной услуги экстренно (кризисно).

5. Ведение случая
Это одна из ключевых технологий социальной работы, которая практикуется во многих развитых странах мира.

Ведение случая направлено на решение психологических, межличностных, социальных и других проблем путем установления непосредственного взаимодействия между специалистом по социальной работе и получателем услуги и его семьей или окружением.

Этапы ведения случая являются:

1. Анализ заявления/обращения о предоставлении социальных услуг, сообщение о лицах/семьях, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах или в ситуациях, угрожающих жизни или здоровью человека;
2. Оценка потребностей личности/семьи в социальных услугах;
3. Принятие решения о предоставлении социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей личности/семьи;
4. Разработка индивидуального плана предоставления социальных услуг;
5. Заключение договора о предоставлении социальных услуг;
6. Выполнение договора о предоставлении социальных услуг индивидуального плана предоставления социальных услуг;
7. Осуществление мониторинга предоставления социальных услуг и оценки их качества.

Таким образом, специалист по социальной работе не просто перенаправляет личность после установления факта СЖО, но и сопровождает его на пути по их преодолению или минимизации негативных последствий.

6. Реестр соцуслуг
Реестр состоит из разделов кто предоставляет социальные услуги (в т.ч. о физических лицах, оказывающих социальные услуги по уходу без осуществления предпринимательской деятельности), и о получателях социальных услуг.

Для поставщиков внесения в Реестр означает возможность работать в официальном поле и претендовать на получение финансирования за счет бюджетных средств, в том числе через механизм социального заказа. Чтобы быть в Реестре, представители должны отвечать критериям деятельности, устанавливаемых Кабинетом Министров, среди которых, в частности:

1. наличие уставных документов, гражданско-правовых договоров (для физических лиц - предпринимателей);
2. соблюдение государственных стандартов социальных услуг;
3. соответствующий профессиональный уровень работников и тому подобное.

В законе также определено, что социальные услуги могут предоставляться в центрах занятости, учреждениях здравоохранения, образования, культуры и тому подобное.
Для получателей социальных услуг наличие Реестра станет гарантией сохранения истории получения социальных услуг, что позволит, например, при изменении места жительства, специалистам более эффективно принимать решения по преодолению или минимизации негативных последствий СЖО.

Сведения о получателях социальных услуг в Реестр вносятся непосредственно представителями.

Держателем Реестра является Министерство социальной политики. Порядок формирования, ведения и доступа к Реестру утверждает Кабинет Министров Украины.

Информация из Реестра используется с соблюдением требований законов Украины "Об информации" и "О защите персональных данных" исключительно для нужд, определенных законодательством о социальных услугах.

7. Классификатор соцуслуг
Новым законом предусмотрено также новую классификацию социальных услуг.

Так, согласно статье 16 закона социальные услуги подразделяются на услуги, направленные на:

- социальную профилактику - предотвращение возникновения сложных жизненных обстоятельств и/или попадание лица/семьи в такие обстоятельства;
- социальную поддержку - содействие преодолению лицом/семьей сложных жизненных обстоятельств;
- социальное обслуживание - минимизацию для лица/семьи негативных последствий сложных жизненных обстоятельств, поддержание их жизнедеятельности, социального статуса и включения в общество.

Кроме того, социальные услуги классифицируются по типам, местам предоставления и срокам предоставления.

Министерство социальной политики уже работает над разработкой Классификатора социальных услуг и к этой деятельности могут присоединиться все желающие.

Марианна Онуфрик, руководитель общественной организации "Социальная синергия", специально для УП.Життя