Собрали:

2019 год: 5 726 908 грн
За 8 лет: 37 411 264 грн

Система трансплантации и донорства в Украине – важно начать говорить



Мы продолжает осветлять и раскрывать тему системы трансплантации в Украине, и сейчас касаемся вопроса о том, как сформировать адекватное общественное мнение по поводу трансплантации и донорства в целом, и как донести людям, что это шанс умирающего человека на вторую, полноценную жизнь.

Так уж сложилось, что в украинском обществе тема трансплантации находится под странным табу-грифом и для обычного человека она либо вообще ни о чём не говорит, либо говорит плохо, негативно, в аспекте мифически-иллюзорной «черной трансплантологии». И при этом, что нет ни единого обвинительного приговора, который бы это подтверждал, или хотя бы справедливо и объективно констатировал такой случай. И здесь уже непонятно на кого именно падает ответственность за такое неутешительное положение темы трансплантации – на граждан, которые хотят и им так удобно, быть жертвами информационного маркетинга под девизом «моя хата скраю – ничего не знаю, слышал звон – не знаю, где он»; на некомпетентные СМИ, которые за возможной «сенсацией», согласны закрывать глаза на правду, фактаж и объективность; или на политику власти, которой почему-то удобно тратить почти 700 млн. гривен в год на лечение своих граждан за рубежём, а не развивать перспективную отрасль здесь, в Украине.

Сегодня украинское общество как никогда нуждается в широком публичном обсуждении темы трансплантации/донорства, ведь как не горько это констатировать, но уровень осведомлённости людей об этой колоссально важной темы является категорически мизерным. Признаемся, много ли среди нас тех, кто добровольно интересовался темой трансплантации/донорства, в каком-либо аспекте: то ли религиозном, то ли морально-этическом, то ли культурно-ментальном, то ли научно-медицинском? Кто выносил этот вопрос на обсуждение в своё окружение родных, близких, друзей, коллег? Кто интересовался тем, как подписать собственное согласие на донорство?..

Но прежде, чем начать говорить, сначала стоит чётко артикулировать мысли. И первыми, из которых, вероятнее всего должны быть мысли:

«Ни в чём так не может быть уверен человек на Земле, как в собственной смерти. Один из дней нашей жизни станет днём нашей смерти. После своей смерти Я могу помочь другим». Или такие: «Человек, который отказался быть донором, попадает в ситуацию, когда ему самому нужен донор. То есть, человек, который отказался «отдать», попадает в такую ситуацию, при которой, если он «не возьмёт» чей-то орган - погибнет. Конечно, такому человеку никто не откажет в помощи, но важно акцентировать, что риск нуждаться в пересадке органа значительно выше, чем возможность самому стать донором. Посмертное донорство может стать проявлением любви, которая будет простираться и по ту сторону смерти».

Дабы смотивировать людей к конструктивным размышлениям по поводу темы трансплантации и донорства необходима хорошая коммуникация с обществом. Хорошим коммуникативным инструментом влияния является социальная реклама. И наиболее удачная на сегодня, наверное, есть испанская и бразильская. Первая - очень прогрессивная и действенная потому, как почти 90% граждан согласны на забор органов умерших родственников. А всё потому, что на дверях многих церквей Испании висят таблички со следующим содержанием: «Не берите свои органы на небо. Там они вам не пригодятся. Оставьте их здесь, они нужны на земле».
«Тысячи людей обязаны своими жизнями донорам органов» (Испания/Франция)

Вторая, бразильская, пошла ещё дальше в своей креативности. Бразильские разработчики рекламы решили, что нужный социальный месседж лучше объединять с существующими эмоциями и поведением общества и отдельными его группами. Так, футбольная команда бразильского города Бои поддержала акцию по забору донорской крови и попросила своих болельщиков сделать то же самое. На своей форме красно-чёрного цвета, клуб убрал красную полоску, а вместо неё поместил сообщение: «Нам нужна кровь. Верните нам красный цвет». И по мере того, как болельщики сдавали кровь, красные полоски возвращались на форму их любимого клуба.
Или другой пример той же самой Бразилии: 10 лет назад они сократили до нуля очередь на трансплантацию сердца и лёгких именно потому, что запустили публичную кампанию о том, чтобы стать донором для фанатов одного из футбольных клубов, объясняя это так – если ты разобьёшься где-то на мотоцикле, или погибнешь где-то в драке с футбольными фанами, то твоё сердце будет биться за твою команду уже в другом человеке, и даже если твоё сердце пересадят болельщику-конкуренту, то твоё сердце всё равно будет биться за твой футбольный клуб.
«Оставь после себя наследие, стань донором органов. Скажи своей семье, что ты хочешь отдать свои органы. Это просто». Pereira&ODell (Бразилия)

В Украине социальной рекламы, к сожалению, до сих пор нет, хотя тема трансплантации и донорства на официально-правовой арене появилась у нас ещё в 1999 году. Но, к счастью, в Украине есть общественная организация «Всеукраинская платформа донорства iDonor», основательницей и главой которой является Ирина Заславец, корреспондентка «Вікна-новини» СТБ, и человек, что поборол рак, перенеся в своё время операцию по трансплантации костного мозга в Германии.
И именно благодаря решительной инициативности этой молодой девушки сейчас происходит популяризация темы трансплантации: развивается культура донорства, рушатся мифы, развенчиваются страхи украинцев по поводу донорства органов, трансплантация продвигается на законодательном и исполнительном уровнях, создаётся площадка для диалога между представителями власти, врачами, пациентами и международными экспертами.
По инициативе Ирины Заславец в сентябре было организовано акцию по покорению самой высокой точки Украины – Говерлы – людьми, которые перенесли пересадку органов (таких было 25). Этот факт зафиксировали как новый рекорд Украины, а сама активистка прокомментировала его так: «В первую очередь, мы хотели показать, что человек после трансплантации является абсолютно полноценным членом общества. Ведь трансплантация открывает второе дыхание. Человек, который годами был прикован к диализному аппарату, может быть свободным, может путешествовать… Те, кто ранее имел потребность в сердце, не могли пройти и нескольких шагов потому, что чувствовали усталость, затруднённое дыхание, ноги им казались колодами. А теперь эти же люди могут преодолевать горы, и Говерла для них – не преграда».
Также, для того, чтобы формировать адекватное отношение общества к теме трансплантации и донорства Ирина Заславец не устаёт повторять: «На самом деле существует много мифов. Один из них звучит так: если есть деньги, ты можешь «заказать» любого человека. Но это абсурд. Для операции орган донора должен подойти по многим критериям: по группе крови, размеру, ряду других показателей. Его нужно успеть доставить. Например, сердце вне организма способно «жить» только четыре час, всего четыре часа на то, чтобы «вынуть» сердце с одной груди, и чтобы оно начало биться в другой. Плюс ещё время на транспортировку. В Индии, к примеру, для своевременной транспортировки сердца задействуют схему, в которой занято до пятисот человек. Сделать пересадку органов тайно, в подвале – невозможно. Сама пересадка – сложная операция. После неё пациент нуждается в специальной реабилитации, затем в пожизненном наблюдении и дорогих препаратах иммуносупрессии, чтобы орган прижился».

Также, наверное, самым главным рычагом влияния на формирование отношения общества к культуре донорства, являются красноречивые и невероятно жизнеутверждающие истории тех, кто уже перенёс пересадку того или иного органа и собственным примером показывает, что трансплантация – это шанс на абсолютно полноценную жизнь. Одна из таких – история Максима Грекова, 35-летнего украинского парня с белорусским сердцем. В 32 года он заболел аппендицитом и во время операции врачи случайно выявили дилатационную кардиомиопатию – спасти могло только новое сердце. Максиму повезло: благодаря помощи своего друга, смог оплатить дорогостоящую (100 тысяч долларов) операцию донорского сердца в Беларуси. Сейчас парень активно занимается спортом – баскетбол, сёрфинг, дайвинг, езда на велосипеде. Кстати, он был одним из тех, кто в этом году вместе с «iDonor» покорил Говерлу. В планах у Максима – кругосветное путешествие, во время которого он планирует встречаться с людьми, которые, как и он, пережили трансплантацию. Теперь он живёт за двоих, а значит, рекордов и достижений будет вдвое больше!

Так что, надеемся, что в ближайшее время украинское общество успешно овладеет культурой донорства и присоединится к миру, в котором донорство – это так же естественно, как естественно чистить зубы и переходить дорогу на зелёный свет.

Автор Екатерина Стебельская

Читайте также: Прививки – это не только для детей